28.04.08

В Владивостокском морском торговом порту — на две недели была практически заморожена работа по перевозу автомобилей.

В главных «морских воротах» Дальнего Востока, через которые в Россию прибывают японские автомобили, — Владивостокском морском торговом порту (ВМТП) — на две недели была практически заморожена работа по перевозу автомобилей.

Первого апреля в таможенной структуре произошла реорганизация, из-за чего сократилось количество постов во Владивостоке. Был расформирован Владивостокский автотранспортный пост, его функции по таможенному оформлению автотранспортных средств переданы таможенному посту «Морской порт Владивосток». В результате реорганизации был уменьшен штат таможенных инспекторов, занятых в оформлении и выпуске деклараций, что привело к серьезному сбою в оформлении автотранспортных средств.

В связи с этим во Владивостокском морском торговом порту сложилась критическая ситуация — около десяти тысяч автомобилей, пришедших из Японии и ожидающих оформления в таможенных органах, скопилось на складах временного хранения и причалах порта. По сути, Владивостокский морской торговый порт превратился в хранилище иномарок.

Весь автомобильный бизнес во Владивостокском торговом порту контролируется стивидорной компанией «Владивостокский автомобильный терминал». Каждый день во Владивосток приходят несколько судов с японскими автомобилями. На каждом из них от сотни до тысячи иномарок (в месяц через прежний автотранспортный таможенный пост оформлялось от шестнадцати до двадцати тысяч «японок»). До реорганизации таможенники в день принимали около двухсот деклараций, после — не более тридцати. Новые порции автомобилей, приходящих на судах из Японии, выгружать было некуда — таможенные склады временного хранения были переполнены, забита и линия морского причала.

— Первые суда встали первого апреля. В течение трех дней таможенники вообще не принимали декларации на оформление автотранспорта, — сказал первый заместитель директора ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Андрей Малько. — Машины выгружались на таможенные склады, а потом — прямо на причал. Разгрузка судов велась с трех-четырехдневным опозданием.

За две недели произошло резкое снижение интенсивности таможенного оформления автомобилей. На складских площадях порта скопилось около десяти тысяч автомобилей при емкости складов на 5800 единиц, также скопились суда на рейде.

Не добавляли скорости в оформлении деклараций и нововведения в программном обеспечении инспекторов, компьютерные программы работали со сбоями и ошибками. Практически полдня инспекторы ожидали, когда будут исправлены ошибки в программах. Кроме того, не все новые сотрудники поста подготовлены к исполнению своих обязанностей, некоторые не владеют даже навыками работы на компьютере.

Также после введения новой технологической схемы оплаты таможенных платежей была упразднена возможность использования таможенных пластиковых карт, что значительно затруднило и замедлило процесс поступления денежных средств на счет получателя, а следовательно, и сократило объемы оформляемых товаров.

В результате, по словам портовиков, они вынуждены были объявить конвенцию и отказаться от собственных договорных обязательств. В итоге идущие во Владивосток теплоходы разворачивались в Зарубино и Находку. Соответственно, оставались недовольными клиенты, потому что не было определено, кто компенсирует простой и вынужденную транспортировку судна в другой порт.

Невольными заложниками автомобильной пробки на таможне стали и железнодорожники. Около сотни вагонов-сеток, ожидающих оформленных машин, в эти дни скопилось на станции Владивосток, что значительно затруднило маневровые работы. Кроме того, транспортные фирмы, которые занимаются отправкой автомобилей в регионы по железной дороге, простаивали без дела. Таким образом, убытки из-за сбоев в работе в той или иной мере понесли все участники транспортного процесса.

Результатом подобной организации работы таможни стали простои в работе ОАО «ВМТП», судовладельцы не выполняют график передвижения, оплачивают излишние портовые сборы, таможенные склады переполнены, владельцы автомобилей и крупные импортеры ежедневно выплачивают дополнительные средства за хранение автомобилей и тем самым терпят убытки. Государство недополучает таможенные платежи.

— Таможенный пост в морском торговом порту Владивостока не подготовлен к требуемому объему работы, из-за чего владивостокские дилеры несут существенные финансовые потери. Руководители дальневосточной таможни объясняют свои действия стремлением улучшить работу подразделений. Но на деле они добились совершенно обратного. Автомобилисты и автодилеры Приморья намерены активно протестовать против нововведений, — отметил в разгар конфликта руководитель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь.

В итоге пятнадцатого апреля владивостокские автомобилисты провели акцию протеста «Автомобилисты против бюрократии» — автоколонна, состоящая из более чем ста машин, проследовала от авторынка «Зеленый угол» через центр города до здания владивостокской таможни. Свое несогласие с действиями таможни автомобилисты выразили подачей звукового сигнала во время движения мимо здания таможни. Также Общество защиты автомобилистов Приморского края направило открытое письмо руководителю Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андрею Бельянинову.

По словам сотрудников таможни, реорганизация таможенных постов была необходима: это поможет оптимизировать структуру и штатную численность таможенных органов, чтобы разрушить «серые» схемы таможенного оформления и воспрепятствовать коррупции среди чиновников.

В Дальневосточном таможенном управлении признают, что в начале апреля «произошел сбой» в таможенном оформлении ввозимых автомобилей.

— Этими вопросами теперь занимаются совершенно новые сотрудники, и были технические проблемы. Но теперь ситуация нормализовалась. Если в прежние годы максимально в сутки оформлялось до тысячи автомобилей, то в последние дни — 1300—1400, — сказала руководитель пресс-службы ДВТУ Полина Стецуренко.

Протест автомобилистов возымел действие, таможня приняла решение — дополнительно оформлением автомобилей будет заниматься Первомайский пост. Теперь он наделен полномочиями по оформлению машин, которые привозят обычные граждане. Ранее здесь проходили таможенные процедуры лишь автомобили, ввозимые юридическими лицами. Планируется, что дополнительные полномочия увеличат ежедневное количество оформляемых постом автомобилей до 150—200.

В пресс-релизе дальневосточной таможни говорится, что ситуация с оформлением автомобилей во владивостокской таможне стабильная. С начала апреля ее сотрудники оформили более 13,5 тысячи автомобилей. В марте — 24,9 тысячи. Сейчас два таможенных поста — Первомайский и таможенный пост «Морской порт Владивосток» — имеют право оформлять любые транспортные средства.

Во Владивостокском морском торговом порту в настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению скопления автомобилей уже более чем на треть. Ежедневно порт перерабатывал около 850—860 автомобилей, но в период обострения ситуации их число снизилось до двухсот. Сейчас же количество оформленных иномарок растет. За сутки 21 апреля было отправлено 1382 автомобиля.

В связи с критической ситуацией торговый порт мог понести не только финансовые потери, под угрозой была деловая репутация надежного партнера. А в номенклатуре грузов порта автомобили занимают третью строчку — они составляют одиннадцать процентов от общего оборота груза после контейнеров и металла.

Zdr-gazeta.ru; 28.04.08