21.05.07

В возврате платежей отказано

ФТС России рассмотрена жалоба ООО «А+» на решение Новороссийской таможни о невозможности возврата таможенных платежей, излишне уплаченных по предварительной таможенной декларации. Было установлено, что организацией была подана на Новороссийский таможенный пост Новороссийской таможни предварительная таможенная декларация на товар «сахар-сырец тростниковый». В соответствии с коносаментами декларантом был заявлен вес нетто – 13 500 метрических тонн. После прибытия товара на таможенную территорию Российской Федерации его фактическое количество составило 13 395,2 метрической тонны.

О различиях в количестве товара, указанного в коммерческих документах и установленного при выгрузке, независимой контрольной организацией, осуществляющей контроль за выгрузкой товара, были составлены: акт-извещение, с которым были ознакомлены представитель порта и представитель Новороссийской таможни, письмо-протест, а также генеральный акт, подписанный капитаном судна, представителем порта и представителем Новороссийской таможни.

ООО «А+» обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о корректировке сведений о весе товара. В этом было отказано на основании того, что корректировка влияет на таможенную стоимость товара, которая не может быть скорректирована после выпуска в связи с тем, что отсутствуют согласованные претензии декларанта и перевозчика, ответственного за сохранность товара.

Впоследствии ООО «А+» обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Там было принято решение о невозможности осуществления возврата, в качестве обоснования указывалось на отсутствие документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (корректировочного листа грузовой таможенной декларации, формы корректировки таможенной стоимости). Данное решение было признано правомерным по следующим основаниям.

Статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, одновременно с которым в таможенный орган представляются все необходимые документы, перечень которых определен приказом ГТК России от 25.05.2004 г. № 607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления».

В соответствии с пунктом 16.12 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 г. №647-р, при непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме.

Таким образом, установление факта излишней уплаты должно предшествовать обращению с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

Из пунктов 2, 3 статьи 124 Таможенного кодекса следует, что сведения, необходимые для целей исчисления и взимания таможенных платежей, в том числе количество товаров в килограммах и их таможенная стоимость, указываются в таможенной декларации.

Пунктом 3 статьи 132 Таможенного кодекса установлено, что с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Следовательно, факт излишней уплаты будет подтвержден только в том случае, если в декларацию будут внесены соответствующие изменения, которые с момента внесения приобретут статус фактов, имеющих юридическое значение.

Учитывая, что на момент подачи ООО «А+» заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов изменения в сведения о товаре, заявленные в предварительной таможенной декларации, в установленном порядке не вносились, у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления.

При рассмотрении жалобы ФТС России был также проанализирован довод Новороссийской таможни о том, что факт несоответствия количества товара заявленным сведениям должен быть подтвержден путем согласования претензий с лицом, ответственным за сохранность товара. Это основано на положениях приказа ГТК России от 18.06.2004 г. № 696 «Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации», однако это положение приказа распространяется на случаи, когда не совпадает количество товара, отправленного отправителем и доставленного перевозчиком. В исследованном случае указанное положение неприменимо, поскольку имел место специально оговоренный сторонами особый порядок приемки товара в порту выгрузки.

Согласно пункту 1 статьи 513 Гражданского кодекса покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что покупатель обязан проверить количество и качество товара в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.

Из внешнеторгового договора, в соответствии с которым перемещался товар, следовало, что стороны определили условия приемки товара, согласно которым вес товара будет являться окончательным в порту выгрузки судна в соответствии с сертификатами, выданными международной независимой контрольной организацией, услуги которой оплачивает покупатель. Отчетом о выгрузке было зафиксировано, что фактический вес товара меньше веса, указанного в коносаментах, на 104,8 метрической тонны (0,776%).

При таких условиях договора следовало признать, что товар прибыл в количестве 13 395,2 метрической тонны, в связи с чем каких-либо согласований с перевозчиком либо с продавцом не требовалось.

Правовое управление ФТС России

Журнал "Таможня"