17.12.12

В Южном таможенном управлении прошло совещание с представителями налоговых органов региона

14 декабря в Южном таможенном управлении состоялось первое заседание Координационного совета по взаимодействию таможенных и налоговых органов Южного федерального округа.

На заседании присутствовали руководители Южного таможенного управления и таможен региона, Межрегиональной инспекции по Южному федеральному округу, Управлений ФНС России по субъектам федераций ЮФО. В своих выступлениях руководители таможенных и налоговых органов подвели итоги работы в текущем году.

Основные усилия таможенных органов были направлены на упрощение таможенного администрирования и создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Фактически «центр тяжести» контрольных мероприятий, проводимых сегодня таможенными органами, перенесен с этапа таможенного декларирования товаров на контроль после выпуска, т.е. уже после того, как товары будут переданы участникам внешнеэкономической деятельности в пользование и распоряжение.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза существенным образом расширились права и полномочия таможенных органов РФ по проведению таможенного контроля после выпуска товаров. Это, в первую очередь, увеличение с одного до трех лет срока, в течение которого таможенные органы могут осуществлять проведение проверочных мероприятий после того, как товары утратили статус находящихся под таможенным контролем.

Трехлетний срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров является более рациональным, т.к. это ведет к более тесному сотрудничеству таможенных и налоговых органов и позволяет осуществлять обмен информацией, актуальной как для налоговых, так и для таможенных органов, проводить скоординированные проверочные мероприятия за один и тот же промежуток времени, выявлять нарушения Российского законодательства, которые находятся на стыке налогового и таможенного права.

Как отмечено на совещании, проблемными остаются вопросы контроля за неправомерным применением «нулевой» ставки НДС при экспорте товаров, контроль за деятельностью лиц, использующих «фирмы-однодневки» при реализации товаров иностранного производства на внутреннем рынке Российской Федерации, информационный обмен между ведомствами. Реализация поставленных задач возможна сегодня только с переходом на качественно новый уровень сотрудничества таможенных и налоговых органов.

Это и применение в полной мере информационных технологий, сокращение бумажного документооборота за счет использования ведомственных информационных систем, общедоступных информационных ресурсов, в том числе сети интернет. Необходимо оказание взаимной методологической помощи, включая мероприятия по своевременному информированию об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, правовых актах ФНС России и ФТС России, выявление новых тенденций и схем таможенных и налоговых правонарушений и преступлений.

Отмечена необходимость активизации работы по планированию и проведению совместных проверочных мероприятий в отношении налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Южном федеральном округе. Утвержденное ФТС России и ФНС России в августе текущего года «Положение об организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий» должно стать важным рычагом в проведении совместных мероприятий в 2013 году.

Для эффективной работы таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий особое значение имеет уход от тотального контроля и сосредоточение усилий на информационно-аналитической работе по определению юридических и физических лиц, в отношении которых планируется проведение проверки, выявление рисковых ситуаций несоблюдения таможенного и налогового законодательства. В качестве приоритетных определены направления контроля за целевым использованием товаров ввезенных с предоставлением тарифных льгот, контроль таможенной стоимости ввозимых товаров, контроль в отношении участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих крупные экспортные поставки, являющихся плательщиками экспортных пошлин и возмещающих НДС из бюджета в крупном размере.

Особо отмечена необходимость в совместных мероприятиях, препятствующих необоснованному возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость.

В целом работа Координационного совета должна способствовать повышению эффективности взаимодействия и координации деятельности Южного таможенного управления, Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу, таможенных и налоговых органов Южного федерального округа по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства.

Пресс-служба ЮТУ