23.01.06

В запрете украинского мяса и сыра заинтересован российский бизнес

Запрет на импорт с Украины мясо-молочных продуктов совпал по времени с начавшимся подорожанием практически всего мясо-молочного ассортимента на российском рынке.

По оценкам российских ведомств, за январь это подорожание составит 13-15%. Удаление же украинских сыров с российского рынка, по оценкам Молочного Союза России, приведет к повышению сырных цен минимум на 15%, и в первую очередь, подорожают сравнительно недорогостоящие сыры, пользующиеся стабильным массовым спросом. А Украина производит-поставляет сыры именно такой ценовой категории.

По имеющейся информации, схожие решения могут быть в ближайшее время приняты против белорусских мясоизделий, под видом которых, как считают в Минсельхозе и таможенных органах РФ, завозится заморский демпинг или некачественная продукция.

Украинские и белорусские (а также молдавские) мясо-молочные продукты на 15-25% дешевле российских и заморских аналогов, поэтому против них периодически возникают антидемпинговые процедуры, обвинения в низком качестве и т.п. Такая же кампания недавно была против дешевых белорусского сахара, украинских нефте-газопроводных труб, молдавских плодоовощей. Однако ограничения против этих товаров из Украины и Белоруссии введены не были. Пострадала только Молдавия.

Свыше 60% российского спроса на упомянутые трубы давно обеспечивают украинские заводы, прежде всего Харцызский трубопрокатный завод (Луганская область). В России эта отрасль развивается с конца 1990-х, но высокие себестоимость производства и транспортные расходы ведут к тому, что российские трубы оказываются дороже украинских минимум на 15%. Та же ситуация с белорусским сахаром. Но вместо снижения себестоимости, транспортных и т.п. издержек, а, главное вместо налаживания прямых связей между производителями и потребителями вместо вереницы многочисленных посреднических фирм, которые накручивают конечные цены, российский бизнес фактически лоббирует удаление сравнительно дешевой продукции из ближнего зарубежья. И, тем самым, - удорожание мясо-молочного (и другого) ассортимента. В то же самое время Россия не вводит ограничений на демпинговые поставки всевозможного ширпотреба, в том числе продовольствия, из стран-членов ВТО. Уже только этот факт высвечивает двойные стандарты внешнеэкономической политики Кремля в ближнем и дальнем зарубежье.

Что касается транзита через Украину (как и через Белоруссию) демпинговых или некачественных мясо-молочных изделий, то, по данным Минсельхоза РФ и Россельхознадзора, это имеет место со второй половины 1980-х годов, но столь жестких мер, как нынешние, Москва не принимала. Стало быть, политическая составляющая мясо-молочного эмбарго против Украины (как и плодоовощного против Молдавии) едва ли не очевидна. Но на фоне нынешнего состояния российско-украинских отношений внезапные мясо-молочные запреты способны их серьезно ухудшить и, в частности, спровоцировать ответы со стороны Киева по многим направлениям. А в такой ситуации неизбежен распад единого экономического пространства РФ, Казахстана, Украины и Белоруссии, документы которого, в частности, воспрещают ограничения на взаимную торговлю без детального совместного расследования ситуации.

Агентство национальных новостей обязательна 23.01.06