24.05.04

Валюта, под контроль!

Информационное письмо ЦБ РФ от 26.03.2004 N 27 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" посвящено ответам ЦБ РФ на ряд вопросов, связанных с применением законодательства о валютном регулировании. И хотя этот документ касается в основном обязанностей уполномоченных банков, ознакомиться с ним будет полезно многим предприятиям и гражданам, осуществляющим валютные операции.

Заполнение учетных карточек

Центральный банк разъяснил, как уполномоченные банки должны заполнять Учетные карточки таможенно-банковского контроля (УК) и Учетные карточки импортных товаров (УКи), если при экспорте или импорте товаров в таможенные органы была представлена таможенная декларация в виде письменного заявления, оформленного согласно приказу ГТК N 203.

Вопрос был вызван тем, что согласно инструкциям N 86-И и 91-И2 данные карточки заполняются только на основании таможенных деклараций, оформленных на бланках ТД1 и ТД2 (ГТД).

Банк России пояснил, что и в случае представления экспортером (импортером) заявления, сведений, которые в нем указаны, вполне достаточно для заполнения Карточек.

В частности, сведения о фактурной стоимости товаров, а также кодах товаров указываются в УК и УКи на основании информации о цене товаров по договору и кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ, содержащихся в заявлении.

Если товар не ввезен в срок

Согласно Инструкции N 91-И для того чтобы беспрепятственно осуществить расчеты с нерезидентом по внешнеторговому контракту, предусматривающему импорт товаров в РФ, импортер (российская организация или индивидуальный предприниматель) должен в обязательном порядке оформлять паспорт импортной сделки (ПСи).

Банк России разъяснил, как переоформить ПСи в случае задержки поставки импортируемого товара, из-за чего ввоз в Россию осуществляется в сроки, более поздние, чем это предусмотрено в строке "Последняя дата" ПСи.

По мнению Центрального банка, в этом случае импортер обязан для переоформления ПСи предоставить в уполномоченный банк письмо-заявление с объяснением причин продления срока поставки товара. При этом в графе "Последняя дата" ПСи указывается уточненная дата поставок, которая рассчитывается импортером самостоятельно.

Следует обратить внимание, что переоформление ПСи не освобождает импортера от ответственности за нарушение требований валютного законодательства. Это означает, что в случае если срок между оплатой товара и его поставкой превысит 90 дней, операция перейдет в разряд "связанных с движением капитала" и совершение такой операции без разрешения ЦБ РФ повлечет наложение административной ответственности.

Чтобы избежать негативных последствий, одного переоформления ПСи будет недостаточно. Импортеру в этом случае необходимо либо получить заранее разрешение ЦБ РФ, либо показать, что он принял все возможные меры, чтобы обеспечить поставку товара в срок и задержка произошла не по его вине.

Если товар возвращается экспортеру

Нередко бывает, что иностранная компания (покупатель) остается недовольна качеством закупленного российского товара, следствием чего является заключение с российским экспортером дополнительного соглашения, предусматривающего уменьшение цены договора или возврат товара в Россию с возвратом денежных средств иностранной компании.

Банк России пояснил, как должен в таких ситуациях осуществляться валютный контроль.

Экспортер обязан переоформить Паспорт сделки (ПС), представив в уполномоченный банк оригинал и копию дополнительного соглашения с иностранным контрагентом, а также переоформленный ПС в двух экземплярах. Если внесенные в контракт изменения переводят операцию в разряд "связанных с движением капитала", экспортер обязан также получить в ЦБ РФ необходимые разрешения.

Информацию о возврате денежных средств уполномоченный банк отражает в УК и ведомости банковского контроля, а информацию о возврате товара отражает в строке "Особые отметки" УК.

При этом при ввозе в Россию возвращаемого товара представлять в таможенные органы ПСи не надо.

Еще раз о Паспорте сделки

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" без ограничений, то есть без получения разрешения Банка России, осуществляются расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД РФ, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы России.

В этих разделах речь, в частности, идет о таких товарах, как машины, оборудование, средства наземного транспорта, летательные аппараты, оружие и боеприпасы. В случае их экспорта сведения о товарах должны быть отражены в Паспорте сделки в разделе "Особые отметки Банка" (Инструкция N 86-И).

Банк России в ответ на вопрос одного из уполномоченных банков подтвердил, что даже в том случае, если срок поступления выручки от экспорта таких товаров будет меньше 90 дней, сведения о таких сделках все равно должны быть отражены в ПС. Если этого сделано не было, ПС должен быть переоформлен.

Передачу морского судна подтвердить!

Операции по переводу иностранной валюты в качестве предварительной оплаты по импорту воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов можно осуществлять при условии, что их передача импортеру произойдет в срок, не превышающий одного года со дня оплаты.

Об этом сказано в п. 1.1.1 Положения о порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций N 39, утв. ЦБ РФ 24.04.961

Банк России разъяснил, что под передачей в данном случае следует понимать переход права собственности, поэтому не позднее одного года со дня выплаты аванса импортер обязан представить в уполномоченный банк документы, которые бы подтверждали, что к нему перешло право собственности на судно.

При этом одного договора с указанием даты перехода права собственности и акта передачи недостаточно. Если право собственности на объект подлежит государственной регистрации, импортер обязан представить документы, подтверждающие, что такая регистрация была произведена.

Например, согласно п. 2 и 3 ст. 33 КТМ РФ право собственности на морское судно подтверждается его включением в Государственный судовой реестр, поэтому импортер обязан представить выписку из данного реестра или свидетельство о праве собственности на судно.

Приобретение валюты иностранцем

Банк России разъяснил один из аспектов применения Инструкции ЦБ РФ N 93-И о порядке открытия нерезидентом банковских счетов в валюте РФ4.

Напомним, что иностранные компании вправе открыть в РФ рублевые счета двух типов: "К" ("конвертируемый счет") и "Н" ("неконвертируемый счет").

По некоторым операциям поступающая в пользу нерезидента валюта РФ может быть зачислена только на счет типа "Н". При этом купить иностранную валюту за счет средств, находящихся на счете типа "Н", иностранная компания может не ранее чем через один год со дня представления в банк соответствующего поручения (п. 3.8 Инструкции N 93-И),

По мнению ЦБ РФ, если международным договором РФ предусмотрена обязанность России обеспечить полную и своевременную конвертацию валюты РФ иностранным компаниям, которые являются резидентами страны - участницы такого договора, положения п. 3.8 Инструкции N 93-И на них не распространяются.

То есть такие иностранные компании могут свободно (без отсрочки на год) приобретать иностранную валюту за рубли, находящиеся у них на счете типа "Н".

К сожалению, автору ничего не известно о существовании международных договоров, в которых было бы предусмотрено право иностранных компаний на полную и своевременную конвертацию валюты РФ.

У кого вид на жительство, тот и резидент

На вопрос о том, какой статус при проведении валютных операций имеет лицо без гражданства, обладающее видом на жительство в РФ, Банк России ответил, что оно является резидентом РФ.

Это объясняется тем, что согласно подп. "а" п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентом являются физические лица, имеющие постоянное место жительства в России. Постоянное место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства определяется, в свою очередь, наличием у них российского вида на жительство, что прямо указано в п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ5.

Чтобы при проведении валютных операций действовать как резидент, лицо без гражданства обязано представить вид на жительство в России в уполномоченный банк.

Нелегал открывает счет

На это разъяснение Центрального банка РФ иностранным гражданам следует обратить особое внимание.

Банк России подчеркнул, что на уполномоченные банки не возложены обязанности по контролю за пребыванием иностранных граждан на территории РФ. В связи с этим отсутствие у иностранного гражданина законных оснований находиться на территории РФ (например, истечение срока визы) не может являться для уполномоченных банков причиной для отказа такому гражданину в оказании банковских услуг (открытие счетов, проведение расчетов по этим счетам и т. п.).

Исключение составляют случаи открытия рублевых счетов физическим лицам в соответствии с Инструкцией N 93-И. Для открытия таких счетов требуется наличие действующей визы.

Инвестиции требуют разрешения

Согласно п. 2.1 и 2.2 Положения ЦБ РФ N 142-П о порядке проведения валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны СНГ6, прямые инвестиции на сумму до 10 млн долларов осуществляются в уведомительном порядке, а прямые инвестиции на сумму, равную или превышающую 10 млн долларов, осуществляются на основании разрешений, выдаваемых территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации инвестора.

Возникает закономерный вопрос: можно ли обойти данное ограничение, если общая сумма инвестиций больше 10 млн долларов, а переводы осуществляются на основании платежных поручений, каждое из которых не превышает установленного лимита?

По мнению ЦБ РФ, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в заявке, поданной в уполномоченный банк, равна или превышает 10 млн долларов, то для осуществления прямой инвестиции инвестору необходимо получить разрешение территориального учреждения Банка России независимо от количества переводов, каждый из которых не превышает установленный лимит.

1 Приказ ГТК РФ от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров".

2 Инструкция ЦБ РФ N 86-И, ГТК РФ N 01-23/26541 от 13.10.99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров" и Инструкция ЦБ РФ N 91-И, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".

3 Положение о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций от 24.04.96 N 39, утв. Приказом ЦБ РФ от 24.04.96 N 02-94.

4 Инструкция ЦБ РФ от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам". 5 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

6 Положение о порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны СНГ, утв. ЦБ РФ 05.07.2001 N 142-П.

"Виртуальная таможня" по материалам газеты "Экономика и жизнь" 24.05.04.