03.09.19

Ведение учета складских операций

Учет складских операций осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, которые утверждены Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.10.2016). Раздел 6 данного документа определяет способы организации складского хранения и учета, перечень документации, которая должна оформляться при движении товара на складе, порядок ее оформления и т.п. Также применяются положения ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

Способы ведения учета складских операций

Товарно-материальные ценности (ТМЦ), хранящиеся на складе, могут учитываться двумя методами:

  • Сальдовый метод подразумевает, что на складе все ТМЦ учитываются только по количеству. В денежном выражении учет ведется в бухгалтерии.
  • Количественно-суммовой метод. Здесь название говорит само за себя – на складе учет осуществляется как в количественном измерении, так и в денежном выражении. Бухгалтерия учитывает ТМЦ на основании первичных документов, переданных со склада после оприходования ценностей. По итогам периода учетные данные склада и бухгалтерии сверяются.

ТМЦ можно учитывать, используя следующие способы:

  • Сортовой способ – материальные ценности учитываются согласно их наименованию и сорту, независимо от даты поступления на склад. В этом случае на каждый вид заводится карточка учета по форме М-17, которая закрывается и отправляется в бухгалтерию по истечении каждого календарного года, а в торговых организациях оформляется карточка количественно-суммового учета М-28.
  • Партионный способ – товар учитывается в пределах партии, в которой он поступил на склад. На каждую поступивщую партию оформляется партионная карта (форма МХ-10), которая закрывается только после того, как весь учтенный в ней товар уйдет со склада.
  • Партионно-сортовой, в этом случае каждую партию разбивают по видам товара.

У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Так, при партионном учете нужно организовать изолированное хранение каждой партии, что не всегда удобно, поскольку требует много места. Но зато можно учитывать товар именно по той цене, по которой он поступил.

Сортовой учет позволяет использовать складские площади более рационально, но списание товара приходится производить исходя из его средней стоимости.

На складе ведение учета возлагается на должностное лицо, ответственное за прием, отпуск, сохранность ТМЦ, Как правило, это кладовщик или заведующий складом, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Учет складских операций: этапы

Организация учета складских операций подразумевает выделение нескольких отдельных этапов:

  • Поступление ТМЦ на склад. Поступление материальных ценностей сопровождается определенным пакетом документов. В него обязательно должна входить товарная накладная по форме ТОРГ-12 (либо любая другая, которой пользуется поставщик) или М-15 - при отпуске ТМЦ на сторону. Также может присутствовать счет-фактура, товарно-транспортная накладная или спецификация. На склад товар приходуют по накладной, составляя приходный ордер по форме М-4. Затем заполняется карточка учета по форме М-17 (или М-28). Если обнаружено несоответствие между фактическим количеством поступивших ТМЦ и заявленным в сопроводительных документах, составляется акт (форма М-7) и направляется претензия поставщику.
  • Движение ТМЦ на складе. Здесь подразумевается внутреннее перемещение товара (из одного склада в другой, между структурными подразделениями). При этом оформляют требование-накладную по форме М-11 в двух экземплярах. Один остается в месте убытия и служит для списания ТМЦ, другой передается вместе с товаром и используется для оприходования получателем. Также может использоваться лимитно-заборная карта М-8. В основном она используется при отборе материалов на производство.
  • Отпуск товаров на сторону. Оформляется аналогично внутреннему движению, но только сопровождается накладной по форме М-15 или ТОРГ-12.
  • Инвентаризация – это сверка фактического наличия товаров на складе с тем, которое числится в документах. Инвентаризация может быть плановая (обычно один раз в год), либо внеплановая (передача ТМЦ другому материально-ответственному лицу, при хищении или порче и т.д.). Сверка ведется по инвентаризационной описи (форма ИНВ-3). В ней содержатся данные о наличии товаров по информации бухгалтерии, и есть графа, где проставляется фактическое количество на складе. Если в ходе инвентаризации выявлено расхождение, то составляется сличительная ведомость, оформляется акт, на основании которого излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются.
  • Хранение материалов. Это может быть как основной деятельностью предприятия, то есть создается специальный склад, в который любой желающий может поместить свои ТМЦ на хранение за плату, либо на складе организации ведется хранение собственных ценностей, которые не подлежат дальнейшему использованию, но и не списываются. Для оформления хранения предусмотрен целый пакет документов с грифом МХ. Так, формы актов МХ-1 и МХ-3 оформляются при приеме товара на хранение и его возврате, сведения о принятых и возвращенных ТМЦ вносят в журнал учета МХ-2. Отчет по форме МХ-20 предназначен для отражения движения товара.

Компания может вести складской учет, как при помощи вышеуказанных унифицированных форм, так и разработав собственные учетные бланки с указанием в них обязательных реквизитов для первичных документов. Применяемые формы должны быть зафиксированы в учетной политике.

Пример ведения учета складских операций

ООО «Люкс» купила у ООО «Орион» муку для своего кондитерского цеха. На складе ООО «Люкс» применяется количественно-суммовой метод учета:

  • Кладовщик принял муку по накладной ТОРГ-12, расхождений выявлено не было и поэтому по итогам приемки составляется приходный ордер М-4. Мука приходуется на склад, кладовщик заводит карточку М-17, куда вносят данные о дате поступления, цене, количестве муки и сумме. В бухгалтерию передают первичные документы (счет-фактуру, ордер М-4).
  • После оприходования мука передана на производство. Выписывается два экземпляра лимитно-заборной карты (форма М-8). Одна остается у кладовщика, другая передается на производство. Выбытие отмечается кладовщиком в карточке М-17.
  • По окончании месяца лимитно-заборная карта сдается кладовщиком в бухгалтерию вместе с отчетом о движении материалов в местах хранения по форме МХ-20. Бухгалтерия сверяет данные учета на складе с показателями бухучета.

Правильно организованный учет складских операций обеспечивает сохранность товаров при хранении и перемещении, а также почти полностью исключает возможность пересортицы.

Современный Предприниматель