20.11.12

Ведомственный контроль и рассмотрение жалоб: принципиальный подход

Федеральная таможенная служба эффективно применяет механизмы ведомственного контроля и ведомственного обжалования для обеспечения соблюдения законности при принятии должностными лицами таможенных органов решений и совершении ими действий. В порядке ведомственного контроля вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица в области таможенного дела.

За девять месяцев 2012 года по результатам ведомственного контроля таможенными органами вынесено более 10 тысяч решений, которыми отменено около 25 тысяч решений, действий (бездействий) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Сумма доначисленных таможенных платежей составила более 1,6 млрд. рублей, что на 40 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Наиболее часто отменялись решения, связанные с классификацией товаров и определением страны их происхождения, контролем таможенной стоимости товаров и уплатой таможенных платежей.

Таможенные органы заинтересованы в урегулировании спорных ситуаций в досудебном порядке обжалования, который также позволяет гражданам и организациям избежать излишних временных и денежных затрат. Принципиальность подхода к оценке правомерности решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб отражают цифры статистики.

За девять месяцев 2012 года в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенными органами рассмотрено более 2400 жалоб на решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов. По результатам их рассмотрения принято более 1200 решений по существу, по которым около 56% жалоб удовлетворены, а решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов признаны неправомерными полностью или частично. Наибольшее количество удовлетворенных жалоб – 70 % - подано по вопросам определения таможенной стоимости, взимания таможенных платежей и классификации товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Применение таможенных процедур и осуществление таможенных операций было предметом рассмотрения в 21% случаев.

Справка

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если, по его мнению, таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган (вышестоящему должностному лицу таможенного органа) в письменной форме.

Должностными лицами регулярно проводятся акции по разъяснению порядка ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и оказанию правовой помощи гражданам и организациям по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Пресс-служба ФТС РФ 20.11.12