25.05.09

Великий зерновой путь

«Русагротранс» выделил станции для экспортных составов

Транспортная компания «Русагротранс» предложила рынку станции, на которых будут формироваться маршрутные составы для отправки зерна на экспорт. Введение новой технологии позволит без дополнительных расходов увеличить экспортный потенциал российского зерна на 5—6 млн т в год, рассчитывают в компании. Участники зернового рынка замечают, что без решения инфраструктурных проблем новая схема не сможет сильно сказаться на показателях экспорта.

ЗАО «Русагротранс» — инфраструктурный железнодорожный оператор по перевозкам зерна, созданный в декабре 2008 года. 51% акций компании принадлежит «дочке» РЖД — Первой грузовой компании, остальные 49% находятся в собственности ООО «Русская транспортная компания» (создана в начале 2008 года на базе ООО «ЛП транс», занимающего около 90% рынка железнодорожных перевозок зерна). В настоящее время в собственности «Русагротранса» находится 8 тыс. вагонов, еще 14 тыс. зерновозов компания арендует у РЖД.

По данным Министерства сельского хозяйства, с июля прошлого года по май 2009 года Россия экспортировала 18,7 млн т зерна. Согласно прогнозам экспертов, по итогам текущего сезона (заканчивается 30 июня 2009 года) показатель достигнет 20—23 млн т.

Дальнейший рост экспорта ограничен отправлением зерна мелкими партиями с большого количества станций и отсутствием новых технологических и логистических решений, посчитали в «Русагротрансе» и разработали новую систему отправок. В качестве полигона для обкатки новой маршрутной технологии были выбраны несколько станций Краснодарского и Ставропольского краев, а также Центрально-Черноземного региона. Теперь маршрутные составы будут формироваться, в частности, на станциях Светлоград, Благодарное, Тимашевская, Тихорецкая и Сабурово.

По словам первого заместителя гендиректора «Русагротранса» Олега Рогачева, прежняя практика перевозки зерна была направлена на обеспечение вагонами всех желающих без учета эффективности использования вагонов, и в результате по стране было разбросано более 1,3 тыс. точек предъявления. Введение технологии маршрутных отправок позволит без дополнительных затрат увеличить экспортный потенциал на 5—6 млн т в год, считает г-н Рогачев. «На предстоящем на этой неделе международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи мы планируем продолжить диалог с участниками рынка по созданию логистической цепи маршрутных поездов», — добавил собеседник РБК daily.

«Теперь трейдеры могут воспользоваться дополнительным инструментом перевозки и более точно планировать даты подхода кораблей, совершенствуя систему бизнеса и сокращая издержки», — говорит один из топ-менеджеров крупной компании — экспортера зерна. Заместитель гендиректора зерновой компании «Разгуляй» по логистике Сергей Линник полагает, что при умелой организации дела новая система способна оптимизировать процесс обработки составов непосредственно в конечных пунктах и повысить эффективность деятельности портовых терминалов. Это также позволит трейдерам оперировать большими объемами продукции. «Разумеется, при условии введения разумных тарифов на предлагаемые услуги, дабы это было выгодно и трейдерам, и перевозчикам», — добавляет г-н Линник. По подсчетам «Русагротранса», маршрутизация позволит предоставить скидку в 10%.

В то же время эксперты указывают на неясность критериев отбора элеваторов, которые станут центрами формирования маршрутных поездов. Так, исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший удивлен отсутствием в списке Ростовской области. «Традиционно крупнейшими экспортерами зерна наряду Краснодарским и Ставропольским краями является и Ростовская область», — отмечает он.

По словам г-на Сизова, сейчас наиболее актуальными вопросами для зернотрейдеров остаются своевременная подача зерновозов и установление дополнительных сборов для грузоотправителей при поставках вагонов на экспортном направлении. Помимо этого в договоре перевозчика с зернотрейдером значится ответственность последнего за сохранность вагонов. «Пока я вижу только ухудшение ситуации с перевозкой зерна, что является следствием появления в стране такого монополиста», — говорит эксперт. Участники рынка сомневаются, что новая схема позволит радикально увеличить экспорт российского зерна без решения инфраструктурных проблем и в первую очередь строительства портовых зерновых терминалов.

"РБК daily"; 25.05.09