23.08.07

Вернется ли транзит?

Министерство транспорта РФ приказом от 27 июля 2007 года установило исключительный тариф на транспортировку груженых и порожних контейнеров из Европы в Китай. При этом ставка на перевозку 40-футового груженого контейнера составляет $400. Обращает на себя внимание то, что данные тарифы будут действовать лишь с 10 августа по 31 декабря 2007 года. Кроме того, этот тариф применяется лишь в случае перевозки 5000 груженых 40-футовых контейнеров в каждом направлении. Указанная провозная плата распространяется на транспортировки от ст. Брест и Чоп до ст. Забайкальск и Наушки. Данные меры направлены на привлечение транзитных грузов с использованием российской транспортной системы.

Примечательно, что исключительный тариф распространяется лишь на перевозку собственных (арендованных) контейнеров на собственных (арендованных) платформах. Предполагается, что новый тариф должен распространяться на всех операторов, в том числе и на ОАО «ТрансКонтейнер».

Как полагает генеральный секретарь Международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» Геннадий Бессонов, данная мера призвана вернуть транзит контейнеров на Российские железные дороги. Далее руководитель КСТСП отметил следующее: «Вместе с тем возникает недоумение в связи с очень коротким сроком действия данного исключительного тарифа. К сожалению, это обстоятельство несколько уменьшает положительный эффект от указанной меры. Обычно в международной практике договоры заключаются на более длительный период. Новый тариф позволяет уменьшить транспортные затраты примерно до того уровня, который существовал до 2005 года. Кроме того, данный тариф будет стимулировать приобретение операторскими компаниями собственного подвижного состава и контейнеров. Уже сейчас спрос на фитинговые платформы и контейнеры превышает предложение. У исключительного тарифа есть еще одна особенность – теперь транспортировка груженого и порожнего контейнера стоит одинаково. Это сделано для того, чтобы стимулировать построение таких логистических схем, при которых контейнеры в обоих направлениях шли бы в груженом состоянии. Сейчас особенно актуальным является вопрос загрузки транзитного направления из Европы в Китай. Для Международного координационного совета по транссибирским перевозкам это является важной задачей».

Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов также согласен с тем, что исключительный тариф введен для стимулирования привлечения дополнительных объемов груза. Что касается непродолжительного срока действия тарифа – то это, по его мнению, нормально, так как он исключительный. Касаясь влияния данной меры на объемы транссибирских перевозок, Г.Давыдов прогнозирует положительный эффект в плане увеличения объемов транзита. Относительно того, каким образом эта мера повлияет на закупку частными операторами вагонов и контейнеров, Г.Давыдов выразил сомнение в быстрым пополнении вагонного и контейнерного парка, принадлежащих частным владельцам. Причиной этого, по его мнению, с одной стороны, является значительная загрузка вагоностроительных предприятий со стороны наиболее крупных операторов, а с другой – отсутствие у более мелких операторов достаточных средств для инвестиций в подвижной состав.

Касаясь ситуации на рынке контейнерных перевозок, Г.Давыдов также отметил совершенно ненормальную ситуацию с вагонным парком ОАО «ТрансКонтейнер». С юридической точки зрения он является частным оператором, и следовательно подвижной состав должен быть окрашен в зеленый цвет и иметь соответствующую нумерацию. Несмотря на то, что ОАО «ТрансКонтейнер» работает уже более года, принадлежащие ему фитинговые платформы не были перекрашены и перенумерованы. Между тем, эти вопросы носят прежде всего не технический, а финансовый характер. Так, за простой частных вагонов РЖД взимает плату, а парка самого ОАО «РЖД» – нет. Складывается впечатление, что ситуация, когда, вагон имеет признаки принадлежности ОАО «РЖД», но реально принадлежит частному оператору – «ТрансКонтейнеру» – может быть кому-то очень выгодна. Во всяком случае, по мнению эксперта, этот факт свидетельствует о явном нарушении условий честной конкурентной борьбы.

Как считает заместитель генерального директора ОАО «ДВТГ» Татьяна Гришко, введение нового тарифа может быть полезно лишь крупнейшему оператору – «ТрансКонтейнеру». Это вызвано тем, что остальные операторы не располагают достаточным парком подвижного состава для обеспечения заданного условия перевозок, а также просто временем для транспортировки таких объемов грузов. Но и даже с перевозками «ТрансКонтейнера» могут возникнуть определенные проблемы, препятствующие выполнению намеченных объемов. Т.Гришко обратила внимание на слабую перерабатывающую способность таких погранпереходов, как Наушки и Забайкальск. Насколько они смогут справиться с возрастающим грузопотоком – можно будет определить только из практики, считает представитель частного бизнеса.

Интересно, что проведенный на сайте опрос по данной проблеме в целом подтверждает данную экспертами оценку. На вопрос о том, скажется ли указанный исключительный тариф на привлечение дополнительных объемов транзита, ответы были получены следующие:

- это очень своевременная мера – 15,4 %,

- скажется незначительно – срок действия слишком мал – 46,8 %,

- тарифные ставки не главное – 12,6 %.

- транзит уже не вернуть – 25,2 %.

Как видим, побеждает сдержанно оптимистическая точка зрения.

Юрий Ильин

rzd-partner.ru 23.08.07