13.12.06

Вернуть статус лидера сложно, но можно.

Железные дороги -важнейший вид транспорта для российской экономики. А в межрегиональных перевозках им нет равных. Но железнодорожная отрасль сейчас переживает не лучшие времена. Транспортные системы не успевают за общемировыми экономическими процессами, что признают и сами железнодорожники. Однако руководство ОАО "РЖД" всерьез намерено вернуть утраченные позиции за счет оптимизации транспортного процесса на всем пути доставки грузов.

Старт этому процессу был задан распоряжением Президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина от 25 ноября 2005 г. 1866 "О создании единого консолидирующего центра транспортно-склад-ской логистики и таможенно-бро-керского обслуживания". Функции единого консолидирующего центра выполняет ЗАО "ОЦВ".

Тенденции, ресурсы, проблемы

Не секрет, что уровень и темпы интеграции мировых экономических систем Европы, Азии и Америки значительно опережают интеграцию транспортных систем. Но этот дисбаланс можно устранить путем создания сухопутной системы товародвижения на евроазиатском пространстве. При этом российские железные дороги могут сыграть решающую роль. Конечно, пока сравнение идет не в нашу пользу. Годовой объем продаж на рынке обслуживания контейнеризированных грузов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Евросоюзом (ЕС) оценивается в $100 млрд. Потенциал российского экспорта транспортных услуг составляет десятки миллиардов долларов США в год. В настоящее время доля России на рынке обслуживания товарных потоков между АТР и ЕС составляет менее 1%.

Когда российская экономика начнет позиционировать себя на мировом рынке, то экспорт транспортных услуг возрастет за счет увеличения:
* экспорта промышленных товаров высокой степени контейнеризации;
* импорта товаров в результате повышения уровня доходов населения и роста потребления товаров и услуг;
* транзита по основным сухопутным транспортным маршрутам.

Российские и международные эксперты прогнозируют, что к 2012 г. объем перевозок контейнеропригодных и тарно-штучных грузов составит порядка 7 млн ДФЭ (рис. 1).

Современный рынок диктует не только требования по доставке грузов. Сегодня спрос на комплексный транспортный продукт высокого качества и уровня сервисного обслуживания от лица одной компании - логистического оператора, обладающего всем набором логистических услуг: транспортных, складских, таможенно-брокерских (3PL) и координационных (4PL). ОАО "РЖД" располагает всеми техническими, технологическими, ин-фокоммуникационными ресурсами для реализации основной логистической задачи - создания системы обеспечения процесса доставки грузов по принципу "от двери до двери" и "точно в срок".

К сожалению, на развитие системы комплексного транспортно-логистического обслуживания на сети российских железных дорог влияет много факторов, в частности:
* дефицит эффективной терминально-складской системы обслуживания товарных потоков среднего и высокого класса;
* отсутствие предложения комплексной транспортно-логисти-ческой услуги;
* недостаточная интеграция информационных и программно-вычислительных комплексов;
* отсутствие координации между видами транспорта и клиентами при организации мультимодаль-ных и смешанных перевозок.



Решение

Итак, решение принято - это создание единого консолидирующего центра транспортно-склад-ской логистики и таможенно-брокерского обслуживания. Основная цель проекта - оптимизация транспортного процесса на всем пути следования груза и снижения транспортной составляющей в цене товара. Эта цель недостижима без повышения конкурентоспособности ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг, повышения доходности и привлечения на российские железные дороги транзитных и внешнеторговых грузов. Поэтому перед ОАО "РЖД" стоит целый ряд задач:
* формирование и развитие опорной терминально-логистической сети путем создания гру-зоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих весь набор терминальных, складских, таможенно-бро-керских и сопутствующих услуг;
* эффективное территориальное построение транспортно-логи-стической системы и терминально-складского комплекса ОАО "РЖД" для обслуживания международных, межрегиональных и транзитных перевозок;
* организация координации и управления транспортно-техно-логическими системами с применением логистических технологий работы по принципу "от двери до двери";
* использование интегрированной системы транспортной информации для объединения всех звеньев и объектов инфраструктуры в единую терминально-логистическую сеть;
* привлечение инвестиций для развития терминально-складского комплекса и строительства современных терминально-логистических центров;
* повышение качества комплексных логистических услуг, в том числе путем координации деятельности видов транспорта, интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства;
* создание условий для развития сервисного обслуживания товарных потоков.
План совместных мероприятий ЗАО "ОЦВ" и ОАО "РЖД" на 2006 г. предусматривает деятельность ЗАО "ОЦВ" по четырем основным направлениям: таможенно-бро-керское, терминально-складское, транспортно-логистическое и инвестиционное .

Таможенно-брокерская деятельность

Развитие таможенно-брокер-ской деятельности ОАО "РЖД" определено Концепцией, принятой в конце января 2006 г. Это направление включает в себя:
* оптимизацию существующей таможенно-брокерской деятельности, в том числе в качестве таможенного перевозчика;
* расширение таможенно-брокерской деятельности за счет развития собственной региональной сети;
* предоставление полного спектра таможенных и брокерских услуг.

Главная же задача Концепции таможенно-брокерской деятельности ОАО "РЖД" - это создание единой системы продажи транспортных услуг по принципу "одного окна".

Терминально-складская деятельность

Концепция развития терминально-складской деятельности направлена на создание инфраструктуры логистического обслуживания товарных потоков для ускорения и оптимизации производственных процессов в сфере обращения. Для этой цели необходимо решение следующих задач:
* разработка единой технологической основы управления существующим складским комплексом;
* модернизация, техническое переоснащение, перепрофилирование существующего терминально-складского комплекса ОАО "РЖД";
* создание новых терминально-логистических центров в субъектах Российской Федерации;
* предоставление полного спектра складских услуг от организации склада до менеджмента сбыта.

Главной задачей ЗАО "ОЦВ" является эффективная коммерческая эксплуатация объектов терминально-складского комплекса ОАО "РЖД" и привлечение клиентской базы за счет оптимизации процессной и складской логистических систем.

Транспортно-логистическая деятельность

Стратегия этого направления находится еще в стадии разработки. Но уже сейчас определены следующие пути:
* разработка и оптимизация транспортно-технологических схем достявки грузов, в том числе по принципу от "двери до двери";
* формирование, продвижение и предложение комплексных транспортных продуктов;
* развитие собственного ассортимента дополнительных услуг, включая страхование грузов на всем пути следования, предоставление факторинговых услуг (кредитование под залог грузов) и др.;
* предоставление услуг комплексного транспортно-экспеди-ционного обслуживания.

В настоящее время ЗАО "ОЦВ" совместно с ВНИИАС разрабатывают бизнес-план оптимизации управления перевозочным процессом на основе экономических критериев. Основная цель этого плана видна из названия. Оптимизация перевозочного процесса (процессной логистики) предполагает:
* увеличение объемов перевозок;
* повышение качества транспортного обслуживания в первую очередь путем совершенствования технологии перевозочного процесса;
* увеличение пропускной и провозной способности железных дорог;
* снижение себестоимости перевозок и транспортной составляющей в цене товара до общемирового уровня.

Если воплотить в жизнь все мероприятия проекта, то можно будет говорить о создании единой технологии управления перевозками на основе экономических критериев и логистических принципов с использованием интегрированных информационных систем ОАО "РЖД". Такая технология позволит:
* увеличить доходность ОАО "РЖД" за счет привлечения дополнительных объемов перевозок, более полного и качественного обеспечения потребностей грузоотправителей в перевозках и их логистического сопровождения;
* снизить эксплуатационные расходы путем формирования экономически целесообразных маршрутов пропуска вагонопото-ка; введения в обращение на ряде направлений "ядра" фирменных грузовых поездов, включая контейнерные и контрейлерные; оптимизации использования подвижного состава и контейнеров на этапе технического нормирования и др.;
* оптимизировать использование ресурсов путем оперативной корректировки технологических процессов, механизации и автоматизации технологических операций, рациональной организации работы персонала, подвижного состава, контейнеров, перегрузочной и иной техники на основе информации о реальных объемах работы по плановым периодам и конкретно складывающейся на сети ситуации;
* сократить потери железных дорог от задержек поездов за счет принятия рациональных управляющих решений на основе диспетчерского контроля в режиме реального времени, внедрения электронного документооборота, автоматизации процесса коммерческого осмотра вагонов, актово-претензионной работы и др.

Инвестиционная деятельность и приоритеты

Инвестиционная деятельность предполагает:
* координацию деятельности

ОАО "РЖД" и органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации по развитию инфраструктуры терми нально-складского комплекса, повышение отдачи от инвестиций, повышение капитализации и достижение мультипликативного эффекта;
* привлечение инвестиций в развитие и модернизацию существующего и создаваемого складского комплекса;
* вывод объектов терминально-складского комплекса за пределы крупных городов и создание терминально-логистических центров.

Для того чтобы определить приоритеты в создании эффективной терминально-складской инфраструктуры ОАО "РЖД", были обследованы железнодорожные станции Октябрьской, Московской и Свердловской железных дорог. В результате появился перечень наиболее важных объектов терминально-складской инфраструктуры, в том числе расположенных на территории Московского,

Санкт-Петербургского и Екатеринбургского транспортных узлов, а затем и проект Генерального инвестиционного соглашения. В настоящее время он согласован с ОАО "РЖД" и подписан сторонами.

Генеральное инвестиционное соглашение обозначило первоочередные проекты в развитии терминально-складского комплекса российских железных дорог (рис. 2). Их реализация рассчитана на 2006-2007 гг. Это I этап Концепции развития терминально-складской деятельности ОАО "РЖД".



Организация транспортно-логистического обслуживания перевозок генеральных и тарно-штучных грузов предполагает вывод с территорий гг. Москва, Санкт-Петербург и Свердловск объектов терминально-складского комплекса ОАО "РЖД", обслуживающих транзитные грузопотоки. За этим следует другая задача - необходимость развития транспортно-логистиче-ской сети в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах. Для этого на железнодорожных станциях планируется создать контейнерные площадки и склады для организации перевозок генеральных и тар-ноштучных российских внешнеторговых грузов, а также транзитных грузов третьих стран маршрутными поездами по 500 TEU в сутки с обеспечением гарантированной обратной загрузки (в том числе из Финляндии в рамках компании Innorail Kouvola, которая обслуживает порты Финляндии (Хельсинки, Котка, Хамина) и осуществляет регулярное транспортное обслуживание рынков Европы и Азии).


Все это входит в первоочередные проектные мероприятия и механизмы по реализации I этапа (2006-2007 гг.) (рис. 3).

Кроме этого, не забыты и интересы конечных потребителей рынка транспортных услуг Северо-За падного, Центрального и Уральского регионов. Для них будут построены складские комплексы международного уровня категории А, В и В+ с предоставлением широкого спектра логистических услуг в рамках единой инфраструктуры для обслуживания железнодорожных и автомобильных перевозок по принципу "от двери до двери".

II этап - опорная сеть



На втором этапе модернизации терминально-складского комплекса предусматривается создание опорной терминально-логистической сети на магистральных направлениях российских железных дорог в системе международных транспортных коридоров. Крупные терминально-логистические комплексы прежде всего будут созданы в регионообра-зующих городах, куда активно идут развивать свои сети торговые операторы (рис. 4).

Опорные терминально-логистические комплексы будут обеспечивать консолидацию и распределение товарных потоков, следующих в режиме экспорта, импорта или транзита. Кроме того, в данных центрах предполагается создать контейнерные терминалы-депо для организации возврата порожних контейнеров и перераспределения порожнего контейнерного парка под загрузку. Столь масштабные процессы должны уложиться в запланированные рамки - 2007-2010 гг.

Согласно замыслу, на территории терминально-логистических центров будут осуществляться все виды деятельности по транспортировке, логистике, дистрибуции продукции в региональном, национальном и международном масштабе. Это широкое поле деятельности для компаний-операторов, которые могут выступать в качестве владельцев или арендаторов зданий и сооружений (складские терминалы, дистрибуторские центры, офисы, парковочные места и т.п.), построенных на территории ТЛЦ.

Ill этап - товародвижение и антенные связи



Третий этап развития терминально-логистической инфраструктуры предполагает дальнейшее продвижение грузов антенными связями по территории Российской Федерации конечному потребителю. На данном этапе предлагается создать региональные терминально-логистические комплексы, в первую очередь обслуживающие интересы субъектов Российской Федерации. Создаваться эти комплексы будут совместными усилиями субъек тов Федерации и заинтересованных представителей находящихся на их территории бизнес-структур. В частности, уже начаты консультации с администрациями Калужской и Нижегородской областей (рис. 5).

Организационная схема обслуживания: услуги оптом и в одном месте дешевле



Еще один пилотный проект - ЗАО "ОЦВ" предполагает организацию системы комплексного транспортного обслуживания клиентов по принципу "одного окна" на станциях московской железной дороги Кунцево-2 и Москва-Товарная - Курская.

Чтобы показать выгоду от внедрения новой схемы, достаточно вспомнить, что сегодня клиент вынужден был оплачивать и затем выполнять все работы, связанные с оформлением документов, подачей/уборкой вагонов и контейнеров, погрузкой, разгрузкой и креплением груза, пломбированием грузовых единиц, декларированием товаров, уплатой таможенных и иных платежей, прохождением всех видов государственного контроля, проведением всех работ по приему, отправке и хранению грузов на складах. Клиент заключал несколько договоров с различными подразделениями на железных дорогах (рис. 6). В результате терялся весь смысл обслуживания клиента - он обслуживал себя сам, теряя время и упуская коммерческую выгоду.




Так вот, если всю эту работу возьмет на себя одно юридическое лицо, то клиент получит услуги оптом, что, как известно, дешевле, и в одном месте - у одного логистического оператора (рис. 7). Да и продавец услуг от этого только выиграет. По экспертным оценкам, комплексное обслуживание реально увеличит суммарный доход российских железных дорог не менее чем на 35%.

Система комплексного транспортного обслуживания в "одном окне" поможет вернуть грузовладельцев, которые в настоящее время пользуются чужими складами временного хранения и услугами автоперевозчиков. Это в свою очередь приведет к увеличению грузооборота, повышению конкурентоспособности и доходности ОАО "РЖД" и поможет восстановить статус российских железных дорог как мобильного перевозчика и логистического оператора, освобождающего клиента от участия в многочисленных транспортных операциях в процессе доставки грузов.

Журнал "ЛОГИНФО" 7-8 2006г.