03.06.05

"Внуково" догоняет конкурентов

"Внуково" вырвалось в лидеры по темпам роста пассажиропотока. Если аэропорт не сбавит темп и, как обещает, к 2008 г. увеличит пропускные мощности до 22 млн пассажиров, он сможет стать аэропортом номер два в России, потеснив с этого места "Шереметьево".

До 2005 г. бессменным лидером по пассажиропотоку было "Шереметьево". Но в феврале его потеснило "Домодедово", и вернуть свои позиции "Шереметьево" пока не удается. По итогам четырех месяцев лидером по пассажиропотоку стало "Домодедово", обслужившее 3,329 млн человек - на 31 пассажира больше своего конкурента. "Внуково" сохранило 3-е место, перевезя 810 507 человек. Но по динамике роста именно "Внуково" держит пальму первенства. За четыре месяца этого года по сравнению с тем же показателем 2004 г. "Внуково" увеличило пассажиропоток на 23,2%.

За год "Внуково" рассчитывает достичь 60%-ного роста и выйти на 4 млн пассажиров, говорит первый заместитель директора аэропорта Виталий Ванцев. А уже к 2008 г. мощности аэропорта должны сравняться с "Домодедово" и "Шереметьево", добавляет он. Сейчас у "Внуково" два пассажирских терминала, а пропускные мощности - 8 млн пассажиров в год. В августе, по словам Ванцева, аэропорт начнет строительство третьего терминала стоимостью $280 млн. Треть этой суммы аэропорт намерен выделить из собственной чистой прибыли, а оставшиеся средства занять у российских и зарубежных банков. Закончить строительство "Внуково" рассчитывает до конца 2007 г.

После этого, по словам Ванцева, пропускная способность аэропорта вырастет до 22 млн пассажиров в год. "Сразу мы все мощности не заполним, но лет за пять это сделать возможно", - говорит Ванцев. К 2008 г. новые терминалы планируют построить и "Домодедово" с "Шереметьево". Как и "Внуково", они рассчитывают получить мощности в 20-25 млн пассажиров в год. "Московское правительство скорее всего выполнит задуманное, в "Домодедово" новый терминал точно появится", - замечает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - А вот "Шереметьево" не может начать строительство с 2001 г., напоминает она. И если к 2008 г. нового терминала не будет, "Шереметьево" рискует оказаться не на 2-м, а на 3-м месте, уверена Одинцова. "Я не верю, что "Шереметьево" опустится до 3-го места", - говорит бывший замгендиректора аэропорта Сергей Недорослев. "Шереметьево" - это серьезный брэнд и сильные базовые перевозчики, включая "Аэрофлот" и германскую Lufthansa, объясняет он.

Впрочем, совсем списывать "Внуково" со счетов "Шереметьево" не собирается. Это следует из программы развития "Шереметьево", подписанной в начале этого года аэропортом и его базовым перевозчиком - "Аэрофлотом" (копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). В этом документе "Шереметьево" признает, что отстает по динамике от "Домодедово". А "Внуково" ждет "перераспределение" части общего пассажиропотока Москвы как "результат создания более комфортных условий", говорится в программе. "Внуково" становится очень перспективным, высокая динамика роста - подтверждение этому, соглашается гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Сейчас российские авиаперевозчики из-за роста цен на топливо стагнируют, напоминает он. "Но если рынок стабилизируется, у "Внуково" есть неплохие шансы заполнить новые мощности и достичь 22 млн, составив серьезную конкуренцию "Шереметьево", - добавляет эксперт.

Также аэропорт может серьезно усилить свои позиции за счет иностранных компаний, особенно low-cost авиаперевозчиков. Первая из них - German Wings - уже пришла в аэропорт.

Ведомости