28.11.05

Во главе угля

Более половины общего грузооборота Забайкальской железной дороги приходится на долю угля. Однако его бесперебойная и своевременная доставка осложняется нехваткой вагонов. Из-за недостатка полувагонов для транспортировки угля дороге приходится ограничивать перевозку других грузов: строительных материалов, леса, рассказал начальник отдела маркетинга, тарифной политики и аренды вагонов дорожного центра фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) Алексей Балданов. Благодаря этому дорога может выполнять заявки потребителей в необходимых объемах, что позволяет электростанциям, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и населению делать запасы угля, достаточные для того, чтобы зима прошла без каких-либо проблем.

Дефицит полувагонов особенно остро проявляется в период массовых перевозок угля. Именно такой период ожидается в ноябре 2005 года, когда погрузка, судя по заявкам угледобывающих предприятий, составит 1 миллион 93 тысячи 837 тонн. Это почти на 95 тысяч тонн больше, чем в октябре, и на 153, 6 тысячи тонн больше, чем за тот же период прошлого года. Однако сегодняшний бум в перевозке угля железнодорожники считают явлением временным. Как заявили в отделе маркетинга, тарифной политики и аренды вагонов ДЦФТО, в наступившем зимнем сезоне перевозка угля останется примерно на том же уровне, что и год назад. Если и будет увеличение, то небольшое.

По мнению специалистов отдела, ноябрьский прирост объясняется тем, что расположенное в Хабаровском крае предприятие "Ургалуголь" некоторое время не выдавало продукцию на-гора, вследствие чего АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) было вынуждено перераспределить добычу угля, увеличив задание Харанорскому разрезу в Забайкалье. В целом же эта компания пока отстает от заявленных ею объемов перевозки.

Приаргунское производственное горно-химическое объединение, которое традиционно является одним из важнейших поставщиков угольных грузов к перевозке, увеличило отгрузку на 10 процентов, а "Амурский уголь" - крупнейший грузоотправитель в 2005 году - на 18. Правда, горно-химическое объединение дает весьма осторожный прогноз на следующий год: оно не планирует в дальнейшем увеличивать объемы добычи угля, запасы которого ограничены. "Амурский уголь" прогнозирует увеличение объема угледобычи, однако его финансовое положение нестабильно из-за неплатежей некоторых потребителей топлива - в основном предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Как известно, уголь не относится к высокодоходным грузам, поэтому стоимость его перевозки минимальна. Для решения проблемы нехватки вагонов в определенные периоды ОАО "РЖД" предлагает дифференцировать тарифы в зависимости от сезона. Это стимулирует грузоотправителей более равномерно распределять отгрузку по месяцам. "Нужны не запретительные меры, - говорит Алексей Балданов, - а экономические рычаги, способные заинтересовать грузоотправителей, несмотря на возможность дополнительных затрат с их стороны".

Ситуация с нехваткой вагонов усугубляется отсутствием у дороги собственного вагонного парка. Правда, в последнее время увеличивается количество приватных вагонов компанийоператоров, занятых перевозкой амурского угля. Первые из них появились в прошлом году. В таких вагонах, пока в небольших объемах, уголь также доставляется с Уртуйского разреза в Хабаровскую энергосистему. Забайкальская железная дорога постоянно ищет пути оптимизации процесса перевозки угля. Она заинтересована в том, чтобы масштабы деятельности угледобывающих компаний Забайкалья постоянно росли. Запасы угля на территории Читинской и Амурской областей это позволяют.

"Гудок"