22.01.07

Водителей больше не выбирают

Дефицит квалифицированных водителей, по мнению автомобильных перевозчиков, наиболее острая проблема отрасли. По сравнению с ней даже трудности с поиском доступных схем приобретения подвижного состава кажутся несущественными. В отсутствие большого выбора профессионалов работодателям приходится довольствоваться тем, что есть.

Сон в машине и полвыходного в неделю

Объективно дефицит связан с бурным нерегулируемым развитием автотранспортного бизнеса в последние годы, полагает советник генерального директора компании Совтрансавто Анатолий Пинсон. Сверхлиберальный режим допуска на рынок автомобильных перевозок, широкое развитие индивидуального предпринимательства, тенденция отказа от использования услуг наемного коммерческого автотранспорта в пользу приобретения производителями собственного подвижного состава, массовое использование на перевозках малотоннажного транспорта все это вызывает рост потребности в автомобилях и, соответственно, в водительских кадрах , заявил Гудку Анатолий Пинсон. В настоящее время объемы автомобильных перевозок гораздо ниже, чем были в 90-е годы, при этом парк автомобилей увеличился по сравнению с этим периодом практически вдвое. Неэффективное использование подвижного состава компенсируется наращиванием его численности , полагает представитель Совтрансавто .

В этой ситуации спрос на водителей существенно превышает предложение. У водителей, решающих вопрос трудоустройства, имеется огромный выбор разнообразных предложений от небольших автотранспортных компаний, и зачастую они выбирают именно их, а не крупные предприятия, где существуют более жесткие требования к водителям по дисциплине, режиму работы, ответственности. При этом зарплата на том же уровне. По данным Анатолия Пинсона, во многих крупных автопредприятиях дефицит кадров составляет 20 30%, при этом наблюдается достаточно высокая текучесть .

Средняя зарплата водителей на междугородных грузовых автоперевозках 35 45 тыс. руб. в месяц, говорит директор компании Макси-Транс Илья Соловьев. Однако часть этих денег им приходится тратить во время рейсов на текущие нужды, потому что командировочных, как правило, на все не хватает. В итоге каждый месяц водитель приносит домой где-то 25 35 тыс. руб.

Транспортным предприятиям тяжело платить водителям адекватную зарплату с учетом нагрузок и требований, которые на них ложатся , добавляет Илья Соловьев. Человек, который практически постоянно находится в дороге и имеет недостаточное количество выходных, должен получать значительно больше , считает руководитель компании Макси-Транс .

С этим согласен генеральный директор компаний Аллад и Евротранссервис Валерий Алексеев. Водитель зарабатывает в среднем $1200 в месяц, но, чтобы заработать эти деньги, ему приходится спать в машине и отдыхать полдня в неделю , говорит он. При этом такая работа связана с риском для жизни: большое количество аварий вызвано зачастую именно напряженным графиком. Все эти проблемы можно было бы решить за счет повышения тарифов на перевозки.

На некоторых автопредприятиях на машине работают два водителя, на других они работают посменно, на третьих только один, говорит Илья Соловьев из Макси-Транс . Причем зачастую водитель предпочитает последний вариант, потому что, с одной стороны, ему это выгоднее (нередко вознаграждение зависит от пробега), с другой он чувствует себя хозяином автомобиля .

С водителем делают все что угодно

Не существует такого работодателя, который официально платит водителям всю зарплату , уверен председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. Существуют минимальный оклад и в несколько раз превышающая его премия, которая зависит от того, сколько водитель наездил . Это дает возможность работодателю делать с водителем все что угодно: переработки, работа по воскресеньям для них обычное дело , добавил он.

При этом, как только водители собираются объединиться в профсоюз, работодатель выявляет зачинщиков и принимает к ним карательные меры, вплоть до увольнения. А те профсоюзы, которые достались в наследство от советского прошлого, водителей никак не защищают.

Однако зачастую водители и сами используют профсоюз как средство достижения своих целей, но при этом не стремятся участвовать в его работе.

Так, например, за помощью в Межрегиональный союз водителей-профессионалов обратились 300 водителей, которых заставляли платить по 1 тыс. руб. в день за въезд на нефтеперерабатывающий завод, чтобы получить там работу, рассказывает Александр Котов. Профсоюз быстро решил эту проблему, но в итоге из 300 человек заявления о вступлении в организацию подали только 12. По словам Александра Котова, если такая ситуация возникнет еще раз, профсоюз вряд ли откликнется на просьбу о помощи.

Много страждущих, мало профи

Исполнительный директор компании Трастлайн Дмитрий Лучший считает, что следует говорить именно о дефиците квалифицированных кадров. Желающих сидеть за баранкой достаточно много, говорит он. Стоит только разместить объявление, как потянутся страждущие заработать деньги, бездумно крутя эту баранку из стороны в сторону .

По мнению Дмитрия Лучшего, профессиональный водитель это человек, знающий техническую часть автомобиля, хорошо ориентирующийся на местности, быстро соображающий, адекватно реагирующий, стрессоустойчивый, ответственный, аккуратный, честный, вежливый.

Успешная работа транспорта компании во многом зависит от профессионализма водителей , говорит представитель Траст- лайна .

Если водитель, зная, что у него не работает или вот-вот перестанет работать какой-то агрегат, проинформирует об этом технического специалиста, то неполадка будет устранена еще до выезда в рейс. В результате не придется высылать на помощь аварийную бригаду, тратить время и средства на подачу другой машины, перегрузки в нее груза, более сложный ремонт, нежели тот, который можно было провести до этого , говорит Дмитрий Лучший. И добавляет, что водителю необходимо также заранее планировать маршрут движения, помня о том, какие участки дороги находятся на ремонте, чтобы груз был доставлен вовремя. Это вопрос добросовестности и компетентности шофера.

Почти все водители предпочитают работать на иностранной технике, но исключительно из-за комфорта. Многие технические средства, которые на ней установлены, такие,как контроллеры, навигаторы, ими либо не используются, либо к ним неадекватно относятся , говорит Илья Соловьев из Макси-Транс . По его словам, больше всего претензий по квалификации возникает именно к молодым водителям. Те, кто в возрасте, более опытные, но хотят работать строго по КЗОТу, что не всегда возможно в современных условиях.

В московской компании не каждый водитель согласится работать за 30 тыс. руб. Ведь, как правило, средний уровень зарплаты сейчас на этом рынке 40 тыс. При этом люди умудряются воровать топливо и запчасти, т.е. советский менталитет до сих пор не изжит , сетует председатель водительского профсоюза Александр Котов. По его словам, когда такие зарплаты начинают получать люди из регионов, они зачастую ведут себя неадекватно начинают пить. В провинции зарплата наемного водителя начинается от 15 тыс. руб., но и загруженность у него гораздо меньше, чем у московского.

Кадровой политикой по отбору водителей в России никто не занимается, уверен Александр Котов. На работу берут кота в мешке , который может оказаться алкоголиком, лодырем или вором, говорит он. Предприниматель, нанимая водителя на работу, доверяет ему машину с прицепом, которая стоит несколько десятков тысяч долларов, и груз, стоимость которого достигает миллиона долларов. И все это под собственный риск. Нередки случаи, когда водители воруют и груз, и машину. Проверить же водителя практически невозможно .

Директор транспортного департамента компании Интеравтогруп Владимир Орлов согласен, что найти хорошего водителя достаточно сложно. Но, по его словам, среди руководителей автотранспортных предприятий существует практика обмена информацией по тем водителям, которые были уволены из-за низкой квалификации либо из-за нареканий по дисциплине.

Анатолий Пинсон из Совтрансавто затронул тему отсутствия в России полноценной системы подготовки профессиональных водителей. Объемы подготовки таких водителей снизились по сравнению с советским периодом в разы , говорит он. Раньше для этих целей существовало государственное финансирование учебных комбинатов системы Минавтотранса РСФСР, был госзаказ по количеству выпускников. Теперь частично только муниципалитеты вкладывают средства на подготовку водителей для автобусов , добавил советник главы Совтрансавто . Водителей с категорией С, как призывников, готовит учебная сеть РОСТО. После армии часть из них становится профессиональными водителями в автохозяйствах. Но этого недостаточно. Система софинансирования учебных комбинатов заинтересованными автопредприятиями пока не развита, а самофинансирование своей переподготовки для многих молодых людей тяжеловато. Вот и идет в основном перетягивание имеющихся кадров , резюмировал Анатолий Пинсон.

Соцпакет и работа в офисе

Подготовка менеджеров транспортной отрасли также хромает. Найти хорошего менеджера по перевозкам большая проблема, говорит Илья Соловьев из Макси-Транс . Та подготовка, которая дается молодым специалистам в вузах, недостаточна . Кроме технических знаний, необходимы еще и экономические. А молодые люди зачастую не проявляют к этому большого рвения, при этом претендуя на высокую зарплату, хорошие условия труда и социальный пакет. На рынке наблюдается неадекватный рост заработной платы, менеджеры выставляют завышенные требования к работодателю, при этом свои должностные обязанности не выполняют на 100%, говорит Илья Соловьев. Причем эта проблема относится не только к транспортной отрасли, но и к рынку труда в целом .

Дмитрий Лучший рассказал, что в его компании подготовке менеджеров уделяют самое пристальное внимание. После того как специалистов по логистике стали готовить как частные, так и государственные вузы, логистами стали считать себя все, кто так или иначе был связан или соприкасался со складом, транспортировкой, почтой или дистрибуцией. Транспортная логистика, в свою очередь, более узкое направление деятельности, требующее специальных знаний и опыта работы. Поэтому компания Траст- лайн взялась сама готовить для себя кадры с учетом тех знаний и навыков, которыми должен обладать специалист, работающий в области транспортной логистики.

Это позволяет уже на этапе подбора персонала выделять наиболее перспективных из желающих работать в компании кандидатов, в дальнейшем повышая их профессиональную компетентность , заявил Дмитрий Лучший.

Гудок 22.01.2007