27.02.25

​Водители фур из Беларуси смогут возить грузы внутри России

С 1 марта 2025 года белорусским грузовым фурам и фурам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут разрешены каботажные перевозки по России. То есть автоперевозчики из стран ЕАЭС смогут не только перевозить грузы транзитом по территории России, но и брать на определенных условиях другие попутные заказы. По мнению представителей рынка, это повысит конкуренцию, при этом позволит, в частности, белорусским перевозчикам увеличить экспорт услуг.

Напомним, каботаж - это такой способ осуществления грузовых перевозок, при котором, скажем, белорусский грузоперевозчик, закончив свой рейс, может взять до трех попутных грузов по России в течение одной недели. Обязательное условие - каждый рейс должен подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе. И конечно, для осуществления перевозки потребуются разрешение Ространснадзора и переход на электронный документооборот. На решение по заявке Ространснадзору отведено 24 часа. Отправляться в рейс без этого документа нельзя - штрафы составят несколько сотен тысяч рублей.

Разрешение каботажа увеличит выручку Беларуси от экспорта этого вида услуг минимум на 4 процента

Стоит отметить, что Россия - самое востребованное направление для белорусских транспортных компаний. Так, за 2024 год количество заявок на поставку грузов выросло на 3%.

Присутствие грузоперевозчиков из стран ЕАЭС может серьезно повлиять на российский рынок, считает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.

В то же время фур из Беларуси на российских дорогах не так много, как водителей на грузовиках, зарегистрированных в других странах ЕАЭС.

"Тем не менее будет сложнее заработать и россиянам, и белорусам. Перенасыщения рынка быть не должно, а сейчас многие российские грузоперевозки и так работают на грани маржинальности. Так, по итогам 2024 года в среднем по рынку российские перевозчики закончили с доходом на 17% ниже себестоимости затрат", - утверждает он.

По мнению представителя сообщества грузоперевозчиков, рынок автоперевозок нуждается в регулировании. Стоит просчитать все обязательные расходы перевозчика, включая зарплаты, налоги, амортизацию автопарка, расходы на топливо. После этого вывести минимальный тариф, ниже которого перевозчик не может опускаться. И наказывать за демпинг.

Проблему представляют и многочисленные посредники. В некоторых случаях, например, их число между основным заказчиком и грузоперевозчиком может достигать четырех-пяти, утверждает Владимир Матягин.

В то же время, признает эксперт, перевозчики из Республики Казахстан, например, уже находятся в более выгодном положении по сравнению с белорусами.

"Географическое положение Казахстана позволяет грузоперевозчикам из этой страны совершать более выгодные поездки и в Сибирь, и в европейскую часть России. Кроме того, у них по сравнению с Беларусью дешевле топливо, подвижной состав и запчасти, так как отсутствуют санкции", - считает Владимир Матягин.

Есть вопросы и с оплатой иностранными грузоперевозчиками системы "Платон", а также с контролем веса и габаритов перевозимого груза. Впрочем, как раз с 1 марта иностранным фурам выезд из России при наличии неоплаченного штрафа за перегруз или в системе "Платон" будут блокировать. А пока взыскания за превышение допустимой нагрузки водителям из других стран начисляют, по сути, "в ручном режиме". И делают это сотрудники Ространснадзора, которых на всех водителей может просто не хватить.

Следующим этапом интеграции России и Беларуси в транспортно-логистической сфере станет отмена "дозволов" - разрешений на транзитный проезд через территорию России в другие страны.

Российская газета