14.11.06

Вокруг портов построят зоны

Скоро в России появится еще один тип особых экономических зон - портовые. Соответствующий законопроект об их создании планируется внести в правительство до конца ноября. Это будет самый сложный из всех формируемых в России видов ОЭЗ - как по требованию к размеру инвестиций, так и по условиям определения таможенных и иных льгот. Как заявила на днях и.о. руководителя РосОЭЗ Ольга Маркова, законопроект о портовых ОЭЗ уже согласован с Минфином и сейчас разослан в другие ведомства. Госструктуры договорились снизить минимальный размер инвестиций для реконструкции аэропортов и морских портов - в последних станет дешевле осуществлять и инфраструктурные проекты. Разногласия между Минэкономразвития, РосОЭЗ и Минфином, мешавшие направить в правительство законопроект по портовым зонам (он был готов еще в феврале), затрагивали минимальный уровень требований по инвестициям к резидентам зон.

В новом варианте закона были учтены предложения Минфина, касающиеся таможенного и налогового администрирования резидентов ОЭЗ. В частности, был согласован минимальный уровень требований по инвестициям к резидентам портовых ОЭЗ. Так, планируется, что в течение первых 3 лет этот уровень составит 100 млн евро к компаниям, которые будут инвестировать в создание новой инфраструктуры (Минэкономразвития предлагало 250 млн евро), 50 млн евро - к компаниям, которые будут модернизировать и реконструировать инфраструктуру и 3 млн евро - к компаниям, которые будут работать на уже созданной инфраструктуре(предлагалось 10 млн евро).

Прописаны и минимальные требования компаниям, деятельность которых не связана с инфраструктурой. Так, в отношении этих резидентов будут действовать финансовые гарантии в объеме 30 млн руб для компаний, которые работают с подакцизными товарами, 10 млн руб для тех, кто работает с безакцизными товарами и 2,5 млн руб для тех резидентов, которые будут заниматься другими видами деятельности. Именно это требование введено по настоянию Минфина.

По словам Марковой, создание портовых зон ускорит интеграцию России в мировые экономики, а развитие портовых услуг позволит России конкурировать с зарубежными аналогами. Портовые зоны создаются на 49 лет, они будут действовать на территории международных морских грузовых портов и аэропортов.

Законопроектом предусмотрены льготы на местные налоги (земельные и имущественные) для участников создания портовых зон. Резиденты портовых зон получат такие же льготы, как обитатели промышленных зон. Они смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, а топливо и ГСМ - еще и без уплаты акциза, пять лет не платить налоги на имущество и землю.

По мнению главы МЭРТ Германа Грефа, сегодня невозможно просчитать до копейки, сколько потребуется средств федерального бюджета на создание портовых ОЭЗ, так как для начала необходимо провести конкурс и оформить всю проектно-сметную документацию. Он считает, что целесообразно создать всего несколько портовых зон - от трех до пяти таких ОЭЗ.

По мнению экспертов, конкурс на создание четвертого типа особых экономических зон - портовых - вызовет ажиотаж среди регионов. Претенденты будут бороться за налоговые и таможенные льготы, которые сделают еще более привлекательным экспорт нефтепродуктов морским путем.

Одним из первых претендентов на создание портовой ОЭЗ является порт Усть-Луга в Ленинградской области. В настоящее время в порту Усть-Луга, располагающемся на юге Усть-Лужской губы, завершено строительство терминала по перевалке угля, продолжается строительство самого порта, где смогут обрабатывать 35 миллионов тонн грузов в год, а также идет реализация проекта строительства железнодорожно-паромной переправы "Усть-Луга - Калининградская область - Германия", которая должна будет обеспечить транзит грузов из России через Калининградскую область в обход прибалтийских стран. Строительство контейнерного терминала должно быть завершено в конце 2007 года. Кроме того, РЖД разработало план строительства подъездных путей к терминалам Усть-Луги, и РЖД готово выделить средства на этот проект.

По оценке представителей РосОЭЗ, при внесении закона о портовых ОЭЗ в ноябре, документ, скорее всего, будет принят в 2007 году. А по оценке министра транспорта Игоря Левитина, реально портовые зоны появятся в России не раньше, чем через пять лет.

Старт созданию в России ОЭЗ, призванных стимулировать приток инвестиций, прежде всего, в перерабатывающий сектор экономики, был дан в январе этого года. 18 января 2006 были подписаны соглашения о создании особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, которые предусматривают предоставление резидентам зон некоторых таможенных и налоговых преференций. Предполагается, что резиденты ОЭЗ будут освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение пяти лет. Создание зон, по оценкам, позволит привлечь не менее 300 млн долл инвестиций и ежегодно производить продукции не менее чем на 6 млрд рублей. В частности, будут созданы 4 технико-внедренческие ОЭЗ: в Санкт-Петербурге, Московской области (Дубна), Москве (Зеленоград), Томской области (Томск), а также 2 промышленно-производственные ОЭЗ: в Татарстане (Елабуга) и Липецкой области (Липецк). Общие финансовые затраты на формирование этих шести ОЭЗ до 2010 года оцениваются в 78 млрд рублей, из них 43 млрд - из федерального бюджета, а все остальное - деньги инвесторов.

В начале июня 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Документом вводится новый вид ОЭЗ туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России. Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории РФ, при этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

В настоящий момент на статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа претендуют Краснодарский и Ставропольский края, республика Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а также Алтайский край и республика Алтай. В будущем году на их развитие из федерального бюджета будет выделено 1,1 млрд руб.

Newsinfo; 14.11.06