06.06.05

Восходная ведомость

На санкт-петербургском таможенном терминале "Восход" внедрили информационную систему, которая позволила ускорить растаможивание и прохождение через границу коммерческих грузов.

ООО "Восход" -- частная сервисная компания, созданная в 1991 году. Специализируется на услугах по доставке, приему, обработке, таможенному оформлению и отправке грузов "до двери" получателя различными видами транспорта по России и за рубежом. Арендует терминалы в поселке Шушары, где расположен Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, а также на Витебском вокзале. Численность штатного персонала фирмы 120 человек.

Мощности -- не главный козырь

Как объяснил заместитель генерального директора фирмы "Восход" по таможенному оформлению Юрий Ковалев, идея создания онлайн-системы отслеживания грузов изначально была задумана как бесплатная дополнительная услуга для клиентов фирмы, а заодно как средство оптимизации внутреннего управления работой сотрудников.

Рынок услуг таможенных брокеров весьма специфичен и высококонкурентен: только в Санкт-Петербурге расположено 10 таможенных постов, по всей России услуги по таможенному оформлению оказывает порядка 300 лицензированных таможенных брокеров. Терминал "Восход", расположенный на территории сортировочной станции Шушары, имеет перед конкурентами ряд важных преимуществ при переработке грузов. Его удобное местонахождение (5 км за чертой города) расширяет возможности по приему негабаритных грузов, и при этом терминал находится рядом с основными магистралями (Московское, Киевское шоссе, строящаяся кольцевая автодорога). Здесь расположены уникальные погрузочные мощности вкупе с ангаром площадью 12 тыс. кв. м. Одновременно терминал может принять на выгрузку 28 автомашин и 28 вагонов. Стоянка терминала рассчитана на 150 автомобилей. Фирма имеет лицензию на работу с опасными и радиоактивными грузами.

Однако наличие больших производственных мощностей -- еще не главный конкурентный козырь. Для клиентов терминала главным фактором остается скорость оформления и прохождения грузов. Между тем долгие годы российская таможня представляла собой особый мир с развитым телефонным правом, коррупцией и малопонятными правилами игры. Случалось, что пришедшие на таможню автомобили застревали на несколько дней, а их неприкаянные водители начинали обживаться, обрастать связями и даже семьями. В последние годы государство стало наводить в этой сфере порядок, и сегодня сотрудники терминала гордятся, что скорость прохождения таможни составляет считаные часы. В определенной степени благодаря информационной системе, внедренной почти год назад, в июне 2004-го.

Стрелочки и кружочки

Одна из задач этой системы -- упростить отношения брокера и клиента и в конечном итоге сократить объем лишней работы для сотрудников фирмы. Сам процесс оформления таможенной декларации выглядит примерно так: прибывший на терминал водитель встает в очередь к окошку, куда сдает сейф-пакет (запечатанный полиэтиленовый пакет с инвойсом, международной накладной и транзитными документами). На основании этих и еще множества других документов таможенный брокер заполняет декларацию, состоящую из 54 пунктов и занимающую вместе с приложениями (сертификат происхождения товара, справки из СЭС, налоговой и др.) порядка 26 листов -- и это только на один товар.

Однако, по словам Юрия Ковалева, оформление документов может осложняться тем, что на таможню почти ежедневно приходят новые ориентировки и приказы, многие из которых -- для служебного пользования и по этой причине не могут быть известны отправителям и получателям грузов. Между тем у каждой фирмы-клиента есть ответственный за работу с таможней, а иногда -- добрый десяток заинтересованных лиц, которые в случае задержки груза начинают обрывать телефоны сотрудников терминала. Более того, у некоторых компаний-клиентов имеются высокопоставленные заступники, и тогда работа таможни превращается в ад: предположим, губернатор дергает начальника таможни, тот выясняет причину задержки у начальника поста, тот звонит начальнику отдела, а тот -- инспектору, после чего информация идет по той же цепочке обратно.

По признанию Юрия Ковалева, поначалу руководство фирмы пыталось оптимизировать свою работу на летучках, рисуя на доске стрелочками и кружочками схемы взаимодействия сотрудников и клиентов. Из этих рисунков, собственно, и выросла будущая информационная система, с помощью которой ответственный сотрудник фирмы в режиме онлайн может получить исчерпывающую информацию о местонахождении груза, его состоянии и стадии оформления. После чего ответить на вопросы любого заинтересованного лица. Более того, любой клиент может самостоятельно (и совершенно бесплатно) зарегистрироваться в системе и лично получить всю необходимую информацию, не отрывая от работы сотрудников терминала.

Работает система следующим образом. Администратор системы присваивает пользователям определенные классы -- в данном случае это "шеф" (человек из числа руководства фирмы), "клиент", "декларант" (сотрудник, оформляющий документы), "свадебный генерал" (лицо, имеющее доступ к любой информации, но не имеющее права вмешиваться в работу системы). Зарегистрированному в системе клиенту обеспечиваются защищенный доступ и право просмотра всей информации, касающейся его компании (категория груза, его местонахождение, дата его прихода на терминал, стадия оформления, номер и сумма инвойса, когда автомашина покинула терминал без груза и т. д.). Плюс к этому клиент может заказать доступ к такой же информации о других компаниях, с которыми клиент связан отношениями "поставщик--получатель". Кроме того, клиент может получить историю по этим данным, чтобы составить отчет (это бывает нужно в случае выяснения отношений между поставщиками и получателями).

В онлайновом режиме решен вопрос и с изменениями в таможенных порядках. Так, если груз нуждается в дополнительных документах, клиенту автоматически отсылается с сервера письмо.

В разделе "Грузы" имеется информация о машинах, которые еще не успели взять в работу сотрудники-декларанты или которые растаможиваются сотрудником клиента, либо о только что пришедших машинах, водители которых еще не успели сдать свои документы, либо о тех грузах, которые на терминале физически не появятся (например, прибыли пароходом на Балтийскую таможню), но информация о них уже есть и т. д.

Помимо информирования клиентов система помогает наладить и проанализировать работу сотрудников терминала. Так, пользуясь разделом "Занятость декларанта", руководитель может сформировать отчет о работе сотрудников фирмы: кто что сделал по каждой декларации, с какими грузами работает, в какой момент освободился и т. д. Кроме того, вышестоящий сотрудник может поставить новую задачу нижестоящему либо послать ему напоминание в случае, если тот давно не предпринимал действий по поводу той или иной декларации.

Имеются также надстройки к программе: например, охрана фиксирует в системе въезд на территорию терминала каждого автомобиля, а складские работники указывают свободные ворота для тех грузов, которые требуется выгрузить на склад для досмотра.

Удобство системы заключается еще и в том, что из архива можно достать любую информацию статистического характера. Такая информация важна не только и не столько для маркетологов фирм-клиентов, сколько для сотрудников таможни, которая призвана исполнять не только фискальные и правоохранительные, но и статистические функции.

Ликвидация дыр

По словам Юрия Ковалева, при создании системы разработчики не ориентировались на аналоги, более того, в фирме "Восход" по сей день не имеют представления о наличии аналогичных программ у других таможенных брокеров. Западный опыт, по словам Юрия Ковалева, тоже не слишком показателен: так, в странах Евросоюза декларация обычно подается в электронном виде; если в течение трех часов таможня не предъявит претензий к оформлению груза, то груз считается свободным. В США другая система: там весь процесс завязан на таможенного брокера, но система достаточно либеральна. Специфика России заключается в том, что только у нас таможня наполняет 40% бюджета, чем и объясняется столь придирчивое отношение к оформлению грузов.

Зато весьма похожие программы по отслеживанию грузов работают в области морских перевозок (фирма "Восход" также занимается контейнерным бизнесом), а также у служб экспресс-доставки.

Внедрение системы не потребовало крупных инвестиций: на терминале уже имелась развитая локальная информационная система (сервера Unix и 40 рабочих станций на платформе Intel) с налаженной проводной связью между удаленными объектами (административным зданием, складами, охраной). Поэтому потребовались только инвестиции в разработку программы (около $5 тыс.), которую выполнила санкт-петербургская фирма AD-soft. По словам руководителя этой фирмы Андрея Дядюры, для создания программы была использована база данных MySQL, а сама программа написана на языках Perl/cgi и Delphi. Работа над ее созданием заняла два месяца, еще месяц ушел на обучение персонала и внедрение.

Как признал Юрий Ковалев, онлайновая система потребовала определенных доработок и ликвидации дыр. Пользователи периодически присылали просьбы внести в нее дополнительные услуги -- так был внесен раздел, касающийся работы с железной дорогой, где иные специфика и последовательность операций.

ВЛАДИМИР ГЕНДЛИН
Коммерсантъ-Деньги 06.06.05