05.11.08

Восточный транзит

Китай и Казахстан договорились о создании системы обмена данными между железными дорогами обоих государств, строительстве грузового пограничного перехода и совершенствовании контейнерного сообщения.

Эти договорённости были достигнуты на встрече премьера Госсовета Китая Вэнь Цзябао и премьер-министра Казахстана Карима Масимова.

На станциях Достык (Китай) и Алашанькоу (Казахстан) предстоит создать информационную систему, которая позволит обмениваться данными между железными дорогами двух соседних государств в объёме транспортной накладной. По сообщению пресс-службы национальной железнодорожной компании Казахстана АО «НК «Казакстан Темiр Жолы» (КТЖ), система позволит значительно ускорить работу как самой железной дороги, так и пограничных и таможенных служб, что сократит сроки доставки грузов.

Меморандум о взаимодействии, заключённый КТЖ и министерством железных дорог Китая, предусматривает сооружение пограничного перехода между станциями Хоргос (Китай) и Коргас (Казахстан). В январе 2009 года стороны определятся с точным местоположением точки примыкания железных дорог и пункта смены колёсных пар.

Железнодорожные администрации обеих стран рассчитывают на рост количества контейнеров, следующих через погранпереход Достык – Алашанькоу, и запуск прямых контейнерных поездов из Китая в другие государства – участники Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также в страны Европы.

Казахстан и Китай планируют также создать совместное предприятие в области контейнерных перевозок. Как пояснил «Гудку» президент ОАО «Казтранссервис» Едиль Исхаков, оно будет организовано в китайском городе Урумчи на паритетной основе при участии «Казтранссервиса» и китайского партнёра China Railway International Multimodal Transport Co., Ltd. (CRIMT). По словам главы «Казтранссервиса», пропускная способность контейнерного терминала на станции Достык составляет 200 тыс. TEU в год, но в следующем году начнётся строительство нового терминала, который войдёт в строй в 2011 году и сможет пропускать 1000 TEU в сутки. Таким образом, суммарная пропускная способность станции превысит 500 тыс. TEU в год. Станция Коргас тоже будет принимать контейнеры?– 500 TEU в сутки.

«Если Россия не будет проводить чёткую политику по организации контейнерных поездов и привлечению транзитного потока на Транссиб, то он может уйти на Казахстан. Надежды Китая и Казахстана на рост контейнерного потока имеют под собой основания. В условиях экономического спада, когда объёмы транзита снижаются, может произойти перераспределение грузопотока, и не в нашу пользу», – считает профессор Финансовой академии при Правительстве РФ Олег Дунаев.

«Гудок», 05.11.2008