22.03.07

Время зарабатывать на экспорте технологий

Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников России (НАТР):

– В последние годы транспортные компании нашей страны все активнее выходят на мировой рынок со своими технологиями перевозок, логистическими схемами и прочими достижениями. Не могу не отметить, что это совершенно грамотные и адекватные законам современного транспортного бизнеса шаги.

ОАО «РЖД» все чаще показывает себя активным игроком на международном рынке. Руководство компании весьма интенсивно проводит исследование рынков, где технологии РЖД могут быть востребованы. Кроме того, экспорт российских железнодорожных достижений ОАО «РЖД» желает выстроить по очень перспективной схеме.

На мой взгляд, менеджмент компании поступает совершенно правильно, когда пытается продвинуть на зарубежные рынки не отдельные достижения, а их комплекс. Последние планы компании по продвижению в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию и другие страны заключаются в начале работ по комплексному строительству инфраструктуры железных дорог либо в работах по коренной модернизации существующей инфраструктуры. Конечно, никто не говорит, что эти планы дадут финансовую отдачу уже завтра. Безусловно, это планы на перспективу. Строительство железных дорог за рубежом предполагает, что в дальнейшем РЖД будут на много лет обеспечены заказами по их обслуживанию. А это миллионы долларов доходов в год.

Однако, на мой взгляд, к мировым рынкам ОАО «РЖД» должно подойти более широко. Компания может представлять не только саму себя. На мировой рынок необходимо выходить со всем накопленным коммерческим арсеналом. Я имею в виду стратегических партнеров ОАО «РЖД» по производству локомотивов, вагонов, материалов верхнего строения пути. Представив логически законченный комплекс предложений по строительству дорог, комплектованию их всеми техническими средствами, подвижным составом, компания будет иметь больше шансов, а потенциальные партнеры за рубежом смогут оценить сразу весь комплекс задач, который может решать российская сторона.

Убежден, что управленческий ресурс РЖД, накопленный опыт, безусловно, будут способствовать продвижению на международный рынок. Однако отмечу, что сейчас предложения компании интересны прежде всего бурно развивающимся странам, куда еще не успели прийти европейские и американские транспортные концерны. То, что руководство ОАО «РЖД» делает ставку именно на эти страны, правильно. Если РЖД первыми придут на рынок железнодорожного строительства, им будет проще бороться с конкурентами, а может быть, и вовсе не допускать такой борьбы, быстро завоевав авторитет. Кроме того, эти страны сами совершенно открыты для всего нового, впитывают в себя лучшие технологии. Российские железнодорожные традиции в области управления перевозками, обеспечения безопасности движения, опыта перевозок грузов в супертяжеловесных составах пригодятся без сомнения.

Кроме того, я считаю, что выход ОАО «РЖД» на международный рынок полезен не только с точки зрения экспорта своих технологий. Компании самой необходим передовой опыт. Это прежде всего касается перехода всех хозяйств РЖД на международные стандарты. Интеграция отечественных стальных магистралей, в частности с европейскими, позволит эффективно использовать транспортные коридоры, наращивать грузо- и пассажирооборот. Развивать высокоскоростное движение. Ведь потенциал РЖД огромен, но пока, к сожалению, использован недостаточно.

Думаю, что в ближайшей перспективе международная деятельность ОАО «РЖД» еще больше активизируется. За рубежом сейчас разрабатываются все новые проекты транспортной интеграции, в которых компания могла бы занять ключевые позиции.

Гудок ; 22.03.2007