11.11.15

Всё, что нужно знать про очереди на границе

1. Почему мы об этом говорим?

Беларусь не первый год занимает лидирующие позиции по количеству шенгенских виз на душу населения. После того, как заветный штамп появляется в паспорте, белорус мечтает только об одном — быстро пройти границу. На прошлых выходных водители около восьми часов стояли на въезде из Литвы — много белорусов возвращались домой после концерта «Крамбабули» в Вильнюсе. То ли еще будет, впереди — рождественские распродажи.

2. Сколько автомобилей пропускают за час?

В Беларуси есть норматив по времени досмотра, но по нагрузке наши службы работают, исходя из потока. В Евросоюзе более строгие правила. Если положено пропустить 20 машин в час, то именно столько и пропустят, реальный размер очереди на въезд во внимание не принимается. Иначе у сотрудников пункта пропуска будет переработка, которая оплачивается сверх нормы. И за этим четко следят профсоюзы.

Чтобы выпустить из Беларуси автомобиль, нужно, чтобы на другой стороне границы освободилось хотя бы одно место. Обычно на белорусской стороне за час контроль проходят 20-25 машин.

3. Могут ли белорусские пограничники поторопить своих европейских коллег?

У Беларуси есть взаимные договоренности с сопредельными государствами о нормах пропуска на границе, чтобы не создавать коллапс. Однако на европейские нормы труда, как и на «итальянские» забастовки белорусские службы повлиять не могут. В таких случаях следует звонить на «горячие линии европейских комитетов», направлять письменные обращения — контакты можно найти на информационных табло в пунктах пропуска.

4. Что такое «пересменка»?

Белорусские пограничники и таможенники уверяют, что такого понятия как «пересменка» нет ни в одном законе.

Пограничники работают круглосуточно, никаких пауз и перерывов между сменами быть не может.

Таможенники работают точно также. Правда, за полчаса до конца смены и в первые 30 минут новой смены необходимо совершить технологические операции, связанные со сменой должностных лиц на рабочих местах. При этом не допускается снижение интенсивности пропуска.

5. Кто может проходить границу без очереди?

Дипломаты, спортивные делегации, дети, которые едут на оздоровление, и некоторые другие категории граждан. Полный список можно посмотреть на сайте ГПК. Кроме того, бизнесмены и физлица могут оформить пропуск на внеочередной въезд, услуга платная.

Белорусские пограничники также делают исключение для детей до трех лет, на стороне ЕС это правило не действует.

6. Стоит ли верить информации об очередях в интернете?

На сайте Государственного пограничного комитета и сайте Государственного таможенного комитета можно посмотреть данные об очередях по каждому пункту пропуска, на въезде и сопредельной стороне стоят камеры. Это условная информация, так как обновляется раз в час. Но она позволяет ориентироваться: к примеру, лучше поехать в Литву через «Каменный лог» или все-таки через «Бенякони». Однако стопроцентной гарантии никто не дает: пока вы приедете на границу, возможно, перед вами окажется больше машин, чем вы рассчитывали, особенно в «пиковые дни» — пятницу, выходные и на праздники.

7. Куда жаловаться на длинные очереди?

Если на границу приехало много машин и сотрудники физически не успевают оперативно справиться с потоком, жаловаться нет смысла. Наберитесь терпения. Но если вы уверены, что очередь искусственно сдерживают, есть смысл позвонить на «горячую линию» пограничного (+375 17 216-26-12) и таможенного (+375 17 218-92-92) комитетов. Никаких санкций за такой звонок быть не может.

8. Зачем пограничники два раза проверяют багажник автомобиля?

Проверка багажника на выезде и въезде, по словам пограничников, гарантирует безопасность тех, кто находится в пункте пропуска. Кроме того, контрольные службы еще раз проверяют, не спрятался ли в багажнике человек, который не прошел контроль, особенно это актуально для больших автомобилей.

9. Когда отменят бумажные талоны?

Пограничники соглашаются, что бумажные талоны, которые водителю выдают на въезде в пункт пропуска, а потом забирают на выезде, уже являются атавизмом. Но пока заменить их нечем. Часовой должен убедиться, что турист прошел все виды контроля. Пограничники совместно с таможней прорабатывают создание единой электронной базы, которая в будущем заменит бумажные талоны.

10. Можно ли выйти из автомобиля, пока стоишь в очереди?

Перед пунктом пропуска никаких запретов нет. На точке контроля лучше спросить разрешения у пограничных служб, так как пункт пропуска является режимным объектом. Оплатить страховку, сходить в туалет, купить кофе — обычно персонал этому не препятствует.

11. Когда у белорусской границы появиться придорожный сервис?

Сегодня туристам не то, что негде перекусить, пока они дожидаются своей очереди, им даже в туалет сходить некуда. Ситуация должна измениться с созданием сервисных зон. Больше не надо будет стоять вдоль дороги. Будут организованы специальные стоянки, на которых разместятся гостиницы, кафе и даже СТО. Инвесторов будут искать местные власти. Правда, о сроках реализации пока ничего неизвестно.

12. Как будет работать электронная очередь?

В этом году был подписал указ президента о создании электронной очереди в белорусских пунктах пропуска. Туристы смогут зарезервировать время прохождения границы, услуга платная, но сумма пока не определялась. Дожидаться своей очереди можно будет в сервисной зоне.

Плохая новость для челноков — талон будет привязан к конкретному автомобилю, поэтому перепродать место в очереди невозможно.

Сохранится возможность проезжать и бесплатно, но по живой очереди. .

Naviny.by