07.08.06

Все к лучшему

Почти две трети участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) испытывают проблемы в работе с таможенными органами. К такому выводу пришли аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которые по заказу Федеральной таможенной службы (ФТС) провели опрос среди представителей внешней торговли. Впрочем, согласно результатам исследования, копия которого имеется в распоряжении "Бизнеса", новое таможенное законодательство повысило качество работы таможенных органов, сократив, в частности, время таможенного оформления товаров.

Масштабное социологическое исследование, в котором дается оценка работы таможенных органов, проводится впервые.

Всего в опросе приняло участие более 200 респондентов. "В 2003 году стартовал проект модернизации информационной системы, и опрос ВЦИОМ - это фактически элемент мониторинга ее эффективности. Через три месяца планируется повторение опроса",- рассказывает координатор группы взаимодействия с Всемирным банком проекта модернизации таможенных органов ФТС Александр Алексеев.

Согласно результатам опроса, 72% участников ВЭД испытывают проблемы при взаимодействии с таможенными органами. 39% оценивают их как "средней тяжести", минимальными их называют 30% опрошенных. И только 3% респондентов посетовали на "непреодолимые трудности".

"Почти четверть респондентов указали на ужесточение контроля за ввозимыми товарами, также участники ВЭД отметили остающиеся в таможенных структурах бюрократизм, бумажную волокиту и излишние требования документов для подтверждения таможенной стоимости товаров",- говорит руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова. Не может радовать и то, что, по данным опроса, 61% участников ВЭД вынуждены прибегать к использованию личных связей для решения вопроса таможенного оформления грузов.

Однако в целом, по словам Елены Пахомовой, респонденты считают, что в последние два года работать с ФТС стало легче. В первую очередь их порадовало сокращение времени таможенной очистки грузов, упрощение правил оформления ввозимых товаров и введение электронной формы декларирования (ей, в частности, успели воспользоваться 21% респондентов). Правда, подавляющее большинство опрошенных (79%) сказали, что никогда не пользовались такой формой подачи таможенных документов. Основной причиной медленного внедрения системы электронного оформления документов предприниматели называют ее дороговизну: 57% респондентов, применяющих новую форму декларирования, отметили, что это потребовало от них дополнительных затрат, причем для 36% они оказались весьма существенными. "При этом внедрять электронное декларирование сложно не столько в финансовом плане, сколько в техническом. Дело в том, что программные средства не доведены до совершенства, и поэтому у компаний на подготовку электронной ГТД уходит больше времени, чем на обычную декларацию на бумажном носителе",- говорит руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты полагают, что итоги проведенного опроса можно считать достаточно объективными. "В целом результаты исследования соответствуют действительности, так как новый ТК создал более комфортные условия для работы участников ВЭД, устранив все отсылочные нормы: теперь в кодексе закреплены прямые требования к предоставляемой информации",- говорит руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина.

Бизнес ; 07.08.2006