06.07.17

Все китайское будет в шоколаде

Ряд нижегородских компаний после участия в российско-китайском ЭКСПО-2017 рассчитывают выйти на международный рынок. Производитель замороженной продукции «Поспел» намерен поставлять в Китай мороженое со своей заволжской фабрики, а «Саровский шоколад» собирается в 20 раз увеличить объемы производства, чтобы продавать там органический шоколад. Конкурировать на китайском рынке с дешевыми локальными производителями и широко разрекламированными европейскими и американскими брендами нижегородским предприятиям будет очень сложно, предупреждают эксперты.

Как рассказал директор Центра развития экспортного потенциала Нижегородской области Владимир Селезнев, участие в ЭКСПО-2017 принимали восемь нижегородских компаний, и часть из них уже предварительно договорилась с китайскими дистрибьюторами и готовится развивать в соответствии с этим производство в регионе. В частности, ООО «Саровский шоколад» до конца года намерен инвестировать до 20 млн руб. в двадцатикратное увеличение своих производственных мощностей. «Мы над этим проектом работаем больше года, несколько раз выезжали на полевые исследования в различных форматах и убедились в перспективности этого направления. На ЭКСПО интерес проявили потенциальные партнеры из КНР — представители сетей, дистрибьюторские компании, некоторые из них предложили нам заключить предварительные контракты на пробные поставки продукции, которые уже превышают наши производственные мощности», — рассказал совладелец компании Виталий Зюкин. С учетом роста спроса на российском рынке владельцы предприятия рассчитывают закупить оборудование и увеличить ежемесячные обороты компании до 100 млн руб. «В прошлом году мы посетили шесть китайских заводов по производству кондитерского оборудования и уже знаем, что и где будем закупать, как быстро это можно сделать, и в течение двух-трех месяцев намерены этот вопрос решить», — рассказал господин Зюкин. В дальнейшем, когда контракты будут заключены, саровские кондитеры рассчитывают заняться глубокой переработкой какао-бобов (сейчас компания закупает кувертюр у внешних поставщиков) и совместно с голландскими партнерами вложиться в производство шоколада премиум-класса, в том числе, возможно, для поставки на китайский рынок, и увеличить объемы производства еще на порядок.

На китайский рынок рассчитывает выйти нижегородский производитель замороженных продуктов и полуфабрикатов — ГК «Поспел». В прошлом году холдинг, который владеет в Заволжье предприятием по производству мороженого под брендом «Фабрика Грез», выкупил у Росимущества ковернинский «Агроплемкомбинат «Мир» и сейчас управляет производством полного цикла мощностью 12 тыс. т мороженого в год. Компания уже поставляет свое мороженое в Белоруссию, Азербайджан, Казахстан и Монголию и намерена расширить объем экспортных поставок за счет Китая. «Мы можем увеличить производство продукции, и ее качество позволяет выходить на внешние рынки, а в Китае российское мороженое стало трендом после того, как президент Владимир Путин подарил председателю КНР Си Цзиньпину коробку мороженого», — пояснил вице-президент ГК «Поспел» Андрей Мартынов. По его словам, компания уже нашла трех потенциальных партнеров в Харбине, Пекине и Манчжурии, с первым — договор о поставках находится в стадии подписания, в июле представители компании приедут в Нижегородскую область для ознакомления с производством.

Производитель, как и чиновники, рассчитывают, что местные продукты будут востребованы на китайском рынке благодаря составу. «Китайцы очень озабочены своим здоровьем, образом жизни и питанием и уверены, что в России производятся только натуральные продукты. Сами китайцы в свое время в погоне за прибылями замусорили свои земли пестицидами и другими вредными химическими веществами и в стремлении получить максимальный урожай практически уничтожили сельхзугодья, поэтому рассматривают Россию как одного из основных поставщиков органических продуктов питания», — говорит Виталий Зюкин. Другие регионы также не стоят на месте, говорит Владимир Селезнев: «Локтями потолкаться придется — Хабаровск там поближе, Челябинск заявляет свои возможности, Москва».

Пока на китайском рынке российские продукты питания практически не известны, и выйти на этот рынок нижегородским предприятиям будет сложно, полагает директор по маркетингу консалтинговой компании Uchina Артем Жданов. «Российских брендов, даже самых известных за рубежом, не найти в крупнейших супермаркетах. О России китайцы в большинстве своем знают только три вещи: Путин, всегда холодно и оборонка. При этом китайцы очень падки на бренды и маркетинг, и их еще надо убедить в том, что нужно купить именно этот продукт», — рассказывает господин Жданов. По его словам, российский шоколад для китайского вкуса слишком сладок, поэтому саровским кондитерам придется сменить рецептуру, разработать новую упаковку и бренд. Что касается мороженого, то, по данным эксперта, в Китай уже пытались выйти несколько крупных российских производителей, однако пока ни один отечественный бренд широко на китайском рынке не представлен. «Есть проблемы с доставкой — она получается довольно дорогой и долгой, а спецконтейнеров в России не хватает. С учетом таможенных пошлин, маркетинговых и дистрибуционных расходов себестоимость российского мороженого оказывается высокой. Сейчас рынок поделен между довольно дешевыми и не всегда качественными локальными производителями и дорогими, но очень раскрученными американскими и европейскими брендами, поэтому российским компаниям нужно либо максимально удешевить производство, либо вложить серьезные суммы в рекламу»,— считает Артем Жданов.

Коммерсантъ в Нижнем Новгороде