08.11.17

Вскрыть отдельные недоставки

Ольга Дубравицкая о новых правилах онлайн-шоппинга

У меня есть не очень приятная новость для любителей покупать товары в интернете. С января 2018 года при заказе одежды или техники в онлайн-магазинах вы можете получить на почте вскрытую посылку. Ругаться будет бессмысленно, потому что служащий почты вам сразу же укажет на формальности, которые отчаянным шопоголикам лучше знать заранее.

С 1 января вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса ЕАЭС, откуда исчез подпункт, который не распространял таможенные проверки на перемещаемые через границу товары, заказанные физическими лицами для личного пользования. Пока такие отправления на таможне просвечиваются специальным аппаратом: проверки проходят на предмет содержания запрещенных товаров, например, наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и его частей.

Как сообщили мне в пресс-службе Федеральной таможенной службы, новые правила вводятся для борьбы с контрафактом. То есть таможенники при малейшем подозрении должны будут вскрыть посылку, выяснить истинность происхождения заказанных в онлайн-магазине кроссовок Nike и незамедлительно уничтожить, если окажется подделкой. Еще в начале 2016 года с такой идеей выступала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), предлагавшая вскрывать не менее 5% посылок из-за рубежа, чтобы выявлять и уничтожать контрафакт. В АКИТ утверждают, что владельцы брендов только рады нововведению. Ассоциация предлагает простой способ определить подозрительную посылку: например, ее объявленная стоимость составляет несколько долларов, в то время как в декларации заявлены смартфоны, компьютерная техника или иной дорогостоящий бренд. Некоторые представители онлайн-магазинов предлагают вообще во внесудебном порядке блокировать сайты с контрафактом по заявлению правообладателей. В основном под запрет попадут сайты онлайн-магазинов из Китая, откуда, по данным таможенников, поступает большая часть контрафакта.

С точки зрения цифр размер рынка контрафакта в онлайн-магазинах ужасает. По данным НИУ ВШЭ, его объем в 2015 году составил 2,5 трлн руб. Не менее 80% точек продаж в интернете распространяют контрафактную или контрабандную продукцию (оценка Brand Monitor). Но существуют альтернативные каналы покупки брендовых товаров: например, в соцсетях активно развиваются сообщества анонимных шопоголиков, когда, например, житель Москвы, где нет магазинов Cos, просит берлинца купить товар этого бренда в Германии и прислать по почте. Или в интернете можно обнаружить так называемые биржи брендов, где любой может продать или купить новую или поддержанную вещь. Но, как выясняется, ни таможенники, ни владельцы брендов не озаботились вопросом, как отличить покупки в таких сообществах или на биржах от реального контрафакта.

Коммерсантъ