13.05.05

Встретились Морские таможенники

В Санкт-Петербурге на базе Балтийской таможни под председательством первого заместителя руководителя ФТС России Владимира Шамахова прошла беспрецедентная встреча руководителей практически всех морских таможен России. В ней приняли участие 35 начальников таможенных органов России, от Владивостока до Калининграда, работающих на воде . Они обсудили важнейшие проблемы, стоящие перед действующими в портах таможенными структурами, наметили пути решения вопроса по ускорению оформления ввозимых и вывозимых водным путем грузов с использованием новейших таможенных технологий. Для обмена опытом решено сделать такие встречи регулярными.

В начале совещания, чтобы направить его работу в конструктивное русло, Владимир Шамахов сразу определил его направленность, заявив, что не собирается никого критиковать и видит основную задачу нынешней встречи в рассмотрении перспектив работы морских таможен и обобщении накопленного каждой из них положительного опыт при решении вопроса по ускорению оформления грузов. В частности, имелся в виду перенос основной нагрузки на предварительный и постконтроль. Сегодня же, как отмечали участники, до 70% рабочего времени может отнимать текущий контроль судов.

В первую очередь речи шла о необходимости ускорения таможенного оформления и таможенного контроля морских и речных судов. Для этого следует как можно быстрее разработать регламент и определить стратегию его использования. Дело в том, что работа каждой из морских таможен в России имеет свою, присущую только ей специфику, на которую накладывают отпечаток местные особенности. Например, на Дальневосточной, Камчатской, Владивостокской таможнях в основном оформляют экспортные грузы, а на Приволжской, работающей с танкерами типа река - море и, тем более, на Балтийской, которую смело можно назвать морскими таможенными воротами Северо-Запада, преобладает импорт.

Здесь стоит упомянуть о том, что недавно премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал подготовленное МЭРТ России О предотгрузочной инспекции . Согласно этому документу, начиная с 2006 года, многие импортные товары будут проходить досмотр дважды - как на границе, так и при загрузке на территории страны-экспортера. В правительстве уверены, что двойной контроль позволит сделать структуру импорта более прозрачной. Между тем, это нововведение поставщики товаров пока принимают несколько настороженно. По их мнению, оно может привести к увеличению роста таможенных платежей до 300 млн. долларов в год. Кроме того, помимо платы за услуги проверяющего органа, оцениваемой в 1% от стоимости ввозимого товара, появятся дополнительные расходы: за перезагрузку и простой товара, за его возможную порчу. В этой ситуации прогнозируется рост цен на отдельные виды импортных товаров. В частности, ввозимая одежда может подорожать на 5-10%, а в целом стоимость импортных товары может увеличиться на 3%.

На Северо-Западе России таможенное оформление и таможенный контроль морских, речных кораблей и судов смешанного плавания осуществляют Архангельская, Балтийская, Выборгская, Калининградская, Кингисеппская и Мурманская таможни. В прошлом году они обработали 37725 судов. На Балтийскую таможню пришлось не менее трети - около 13 тыс. В результате досмотров по Северо-Западу возбуждено 28 уголовных дел, в основном по ст. 188 УК РФ Контрабанда , и 218 дел об административных правонарушениях. Среди них превалировали импортные. В первом квартала этого года таможенники возбудили 50 административных и 6 уголовных дел. С начала нынешнего года через российскую таможенную границу судами перемещено более 77,5 тыс. партий товаров.

Алексей СИМОНОВ
Журнал "Таможня" 8 от 26 апреля 2005г.