21.11.07

Вступление России в ВТО: как контролировать таможенную стоимость

Путь во Всемирную торговую организацию (ВТО) для России - многотрудный и длительный, причем чаще всего очередными препятствиями для членства в этой организации оказываются не экономические, а политические проблемы, вследствие чего дата вступления все время отодвигается.

Тем не менее, кропотливая работа по согласованию идет, в том числе и по вопросам, касающимся таможенной сферы. О том, что обсуждали в Нью-Йорке, есть ли разногласия с ЕС и США по таможенным вопросам, ждать ли участникам ВЭД каких-либо новшеств на таможне при вступлении России в ВТО, рассказывает заместитель руководителя ФТС России Татьяна ГОЛЕНДЕЕВА.

- Если в целом говорить о ВТО и таможне, то готовы ли таможенные органы к вступлению в ВТО и что для них, собственно, означает присоединение к этому сообществу?

- Наше внутреннее законодательство, регулирующее таможенную сферу, в частности, Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе, практически полностью соответствуют принципам таможенного дела, действующим в странах-членах ВТО. Так что, по сути, задача таможенных органов сводится к тому, чтобы более четко и профессионально администрировать те положения законодательных актов, которые уже прописаны.

В то же время вступление в ВТО не означает, что страна широко поднимет пограничный шлагбаум и начнется полная и бесконтрольная либерализации внешнеэкономической деятельности. Если у кого-то есть такие представления, то они абсолютно беспочвенны. Ведь все основные задачи, которые решает таможенная служба, в том числе борьба с контрабандой, недостоверным декларированием, коммерческим мошенничеством, были как до вступления в ВТО, так и останутся после вступления в эту организацию. Решением вышеназванных проблем занимаются все таможенные администрации стран-членов ВТО. К тому же Россия присоединилась к Рамочным стандартам безопасности, соглашениям по борьбе с незаконным ввозом наркотиков, оружия и другим международным актам.

- Поскольку руководство и специалисты ФТС России участвуют в переговорном процессе, то не могли бы Вы назвать конкретные темы обсуждения, наиболее чувствительные проблемы, по которым ведутся дискуссии? В чем суть требований стран-членов ВТО? Какова позиция российской стороны?

- Наши партнеры по переговорному процессу как в ЕС, так и в США прежде всего озабочены проблемами защиты интеллектуальной собственности, лицензирования, хотя тема лицензирования в меньшей степени относится к сфере таможенного регулирования, а в большей степени касается компетенции Минэкономразвития. Кроме того, это, конечно же, вопросы контроля таможенной стоимости, а также вопросы принципов взимания сборов за таможенное оформление.

Что касается вопросов таможенной стоимости, то на сегодняшний день ФТС России вместе с Минфином на всех этапах переговорного процесса констатировали, что нормативная база по таможенной стоимости в Российской Федерации сформирована полностью, и что она соответствует нормам ВТО, то есть УП-й статье ГАТТ. Так что задача таможенных органов состоит в грамотном администрировании положений Закона о таможенном тарифе, соответствующих данной статье.

При этом действия таможни должны быть предсказуемы и прозрачны. В рамках меморандума между ЕС, США и Россией, готовящегося сейчас к подписанию, достаточно четко сформулированы наши обязательства при контроле таможенной стоимости. В частности, меморандум констатирует, что в России отсутствует такая терминология, как "минимальные цены", о которой достаточно часто говорят западные партнеры, однако таможенная система применяла и планирует в дальнейшем в рамках системы управления рисками (СУР) применять ценовую информацию по чувствительным товарам.

В этом для нас тоже нет ничего нового. В Концепции развития таможенной службы зафиксировано, что до 2010 года таможенные органы должны поэтапно сформировать единую базу ценовой информации по особо чувствительным группам товаров, что, кстати, соответствует требованиям ВТО. При этом справочные цены никоим образом не будут подменять цену сделки. Кроме того, ФТС России будет выстраивать СУР при контроле таможенной стоимости, что также соответствует международным стандартам.

В рамках СУР таможенные органы будут работать не только исходя из технологии сравнения заявляемой таможенной стоимости и справочной стоимости, находящейся в распоряжении таможенных органов, но и в рамках категорирования участников ВЭД по степени законопослушности. Это означает индивидуальный подход к участникам ВЭД, исходя из истории их работы на рынке, условий заключения контрактов и так далее. То есть исходя именно из тех принципов работы СУР, которая существует в мировом сообществе. Так что обязательства по контролю таможенной стоимости не будут являться для таможенных органов совершенно новыми.

Кроме того, в рамках обсуждения таможенной тематики на переговорном процессе и американцы, и европейцы поднимали вопрос о порядке взимания сборов за таможенное оформление. При этом, на наш взгляд, ЕС абсолютно необоснованно поднимает вопрос вообще об отмене сборов за таможенное оформление, тогда как в нормах ВТО однозначного требования на этот счет нет.

Есть общий принцип, что сборы за таможенное оформление должны равняться стоимости трудозатрат таможенников, связанных с таможенным контролем и таможенным оформлением. Мы готовы выполнить требование, сформулированное именно нормами ВТО, и в настоящее время вместе с Минфином тщательно изучаем этот вопрос для того, чтобы выстроить систему взимания сборов за таможенное оформление, исходя из вышеназванного принципа.

- И хотя Вы сказали, что нормативная база, необходимая для присоединения к ВТО, уже сформирована, но все-таки - не потребуется ли вносить изменения? Например, готовятся изменения в Таможенный кодекс. Не связаны ли некоторые из них с требованиями ВТО?

- Наверно, на 99 процентов законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, связанную с таможенным оформлением и таможенным контролем, сформировано и изменений не требуется. Закон о таможенном тарифе максимально приближен к VII-й статье ГАТТ. А что касается Таможенного кодекса, то в настоящее время, в самом деле, идет планомерная работа по внесению в него изменений. Но это, на мой взгляд, связано не с ВТО, а с правоприменительной практикой ТК. Хотя отдельные моменты, связанные, например, с временным ввозом или с режимами переработки, будут уточняться, и связано это не только с требованиями ВТО, но и с Киотской конвенцией, к которой планирует присоединиться Россия. Однако это не стратегические и не концептуальные изменения.

- Установление таможенных пошлин не входит в компетенцию таможенной службы, но хотелось бы, чтобы Вы коснулись этой важной темы, которая волнует, в том числе, и отечественных производителей.

- Есть определенные стандарты установления ставок таможенного тарифа в соответствии с требованиями ВТО и, несомненно, российская сторона будет приводить ставки импортной пошлины в соответствие с этими нормами. Однако никакого обвала пошлин с момента вступления в ВТО не произойдет, потому что этот процесс будет "растянут" по времени на семь лет. Следовательно, у любого нашего производства за этот немалый срок будет вполне реальный шанс адаптироваться к либерализации внешней торговли и значительному увеличению объема импортных товаров на внутреннем российском рынке.

- Глава Минэкономразвития пообещал руководству РСПП, что его ведомство организует семинары для бизнесменов разного уровня, на которых специалисты будут разъяснять положения ГАТТ. Что, на Ваш взгляд, в первую очередь необходимо знать участникам ВЭД об этом документе? Будет ли ФТС России участвовать в такого рода просветительской работе?

- Минэкономразвития в рамках защиты отечественного производителя обязан и будет заблаговременно информировать о предполагаемых изменениях ставок импортного тарифа, в том числе и Федеральную таможенную службу. Информация должна быть прозрачной и открытой. Пока же некоторые производители, кровно заинтересованные в такого рода информации, стремятся получить ее разными путями, в том числе основанными на личных контактах.

Открытость необходима еще и для того, чтобы пресечь представление о том, что после вступления в ВТО будет обвал пошлин. Что касается ФТС России, то мы готовы, в случае необходимости, подключить своих специалистов для участия в семинарах и встречах, чтобы освещать вопросы таможенного администрирования. Однако сама Служба такие мероприятия не планировала, поскольку с нашей стороны никаких революций не предвидится и без нужды мы не хотим будоражить бизнес-сообщество.

Сейчас в первую очередь сам бизнес должен заботиться о себе и грамотно работать, чтобы быть конкурентоспособным. При этом, конечно, и государство должно быть обеспокоено нуждами отечественного производителя, в свою очередь грамотно выполняя функции регулятора. В итоге же - все хотят предсказуемости и стабильности. Поэтому со стороны таможенных органов потрясений не будет. Мы призываем участников ВЭД: прежде чем строить свои планы, внимательно изучить Концепцию развития таможенных органов, где все расписано по годам.

- В правительстве считают, что присоединение России к ВТО самым положительным образом скажется на таможенном администрировании и примерно в течение семи лет наша страна полностью решит проблемы занижения таможенной стоимости и недостоверного декларирования. Что Вы думаете по этому поводу?

- Я бы не стала напрямую увязывать проблемы занижения таможенной стоимости и недостоверного декларирования со вступлением в ВТО, потому что эта проблема имеет много аспектов и в той или иной степени актуальна и для стран-членов ВТО. Хотя практика показывает, что при высоком совокупном таможенном платеже на какой-то товар в дальнейшем его ввоз становится криминальным и уходит "в тень". Таможенная служба на конкретных при мерах, в частности, по обуви, видит, что снижение ставок привело к выводу товара "из тени", уменьшению процента недостоверного декларирования и контрабанды, что самым положительным образом сказалось на увеличении суммы платежей, поступающих в бюджет.

Так что ФТС России, как правило, всегда поддерживает снижение ставок импортного тарифа на межведомственной комиссии в Минэкономразвития, особенно по товарам, где высока степень недостоверного декларирования, несмотря на то, что перед таможенными органами стоит непростая задача по наполнению федерального бюджета.

И хотя членство в ВТО - это далеко не панацея от занижения таможенной стоимости и недостоверного декларирования, надеемся, что при вступлении в эту организацию мы получим еще один действенный инструмент для борьбы с этим, а именно - информационный.

Полагаем, что ВТО позволит перевести наши контакты и взаимодействие на более высокий уровень, вследствие чего вырастет эффективность взаимодействия с таможенными администрациями стран, полноправных ее членов при обмене информацией и в рамках предварительного информирования. Это очень важно в борьбе с недостоверным декларированием и коммерческим мошенничеством.

- Не секрет, с каким трудом идут сейчас переговоры и в рамках присоединения, и с выработкой нового соглашения о сотрудничестве с ЕС. Как Вы оцениваете эту работу с точки зрения таможенного ведомства? Находите ли понимание у своих европейских коллег, и удается ли отстаивать свою точку зрения на решение тех или иных проблем? Не могли бы Вы назвать конкретные примеры?

- Если оценивать работу с точки зрения таможенной сферы, то самыми болезненными в течение нескольких лет были вопросы таможенной стоимости. Как ни грустно это осознавать, но некоторые наши официальные заявления, вполне устраивающие переговорщиков по ВТО, расходятся с практикой. Поэтому наша главная задача сегодня - добиться того, чтобы наши заявления с высоких трибун в полном объеме корреспондировались с действиями таможенников на местах. То есть, если заявляется, что у нас нет минимальных цен и каждый участник ВЭД имеет возможность доказать заявленную таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости, в том числе и в суде, то это должно отвечать реальной жизни, а не только фигурировать в меморандуме, под которым мы планируем подписаться.

- Но пока судебная практика для таможенного ведомства оставляет желать лучшего?

- Да, в судах не все благополучно, соотношение выигранных и проигранных дел по корректировке таможенной стоимости где-то 50 на 50. Проигрываем мы по разным причинам, в том числе и из-за того, что суд неглубоко вникает в обстоятельства сделки и тонкости законодательства. Однако ровно половина из этих 50 процентов проигрывается чисто по процедурным вопросам. А это уже говорит об уровне наших специалистов, занимающихся вопросами таможенной стоимости. Необходимо повышать уровень профессионализма, чтобы грамотно отстаивать свою точку зрения в этих делах.

- Есть такое мнение от таможенников на местах, что необходимо изменить законодательство, потому что в вопросах таможенной стоимости закон не на стороне государства, а на стороне участников ВЭД, в том числе и недобросовестных, которые этим пользуются...

- Но Закон о таможенном тарифе от 1993 года, приближенный к первоисточнику, тоже был в рамках VII-й статьи ГАТТ, а в новой редакции лишь более четкий, конкретизированный перевод. Так что назад пути нет. Раз страна идет в ВТО, то обязана соблюдать все требования этой организации. Поэтому таможенники обязаны дать возможность законопослушному участнику ВЭД заявить ту таможенную стоимость, которую он реально заплатил по внешнеторговому контракту. Но в то же время таможенник должен найти рычаги борьбы с мошенничеством, когда фальсифицируются документы и занижается таможенная стоимость. Безусловно, это непросто, и наше ведомство много занимается этой проблемной темой.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей недавней поездке в Нью-Йорк. Что это было за событие? Какие вопросы там обсуждались?

- Поскольку переговорный процесс по вступлению в ВТО состоит из не скольких раундов, то после достижения определенных договоренностей с ЕС, в том числе и по вопросам, связанным с таможенной сферой, необходимо было продублировать эти договоренности с американской стороной. Так что вопросы были теми же самыми: таможен ная стоимость, сборы за таможенное оформление, защита интеллектуальной собственности в пределах нашей компетенции. Формулировки, которые удалось закрепить в протоколе о таможенной стоимости с американской стороной, практически идентичны обязательствам, согласованным с ЕС. Что касается вопросов сбора за таможен ное оформление, то, подтвердив свои обязательства относительно взимания сборов, российская сторона обязалась привести систему сборов в соответствие с требованиями ВТО.

- У американцев не возникло дополнительных требований?

- Дополнительные требования есть, но не в таможенной сфере. К примеру, много вопросов возникло по техническим регламентам. Так что никаких неожиданностей для нас не было. Можно констатировать, что по таможенной тематике мы находимся на единой платформе договоренностей и с ЕС, и с США.

Журнал "Таможня"