03.02.12

ВТО в таможенном порыве

Таможенному союзу будет непросто вступить в ВТО в качестве единой организации, уверен эксперт Владимир Оболенский Присоединение к ВТО может негативно отразиться на перспективах Таможенного союза. Он может превратиться в бумажное образование, так как затруднительно одновременно быть членом ВТО и Таможенного союза со странами, которые не входят в торговую организацию.

Как может повлиять присоединение России к ВТО на развитие Таможенного союза, рассказал "Голосу России" заведующий Центра институтов внешнеэкономической деятельности Института экономики РАН Владимир Оболенский.

- Действительно ли очень трудно одновременно быть членом ВТО и Таможенного союза со странами, которые пока не входят в эту торговую организацию?

- Надо, наверное, поговорить об истоках. В июне 2009 года три страны, входящие сейчас в Таможенный союз, в Евразийское экономическое пространство, объявили о том, что создается Таможенный союз, который будет действовать с 1 января 2010 года. Было сказано, что все три страны прекращают самостоятельные переговоры о присоединении к ВТО и будут вести переговоры уже единой делегацией на предмет присоединения к ВТО в качестве единой таможенной территории.

Уже тогда возникал вопрос, как все совместить – членство каждой страны в ВТО и членство в ВТО Таможенного союза. За всю историю существования ВТО (а эта история насчитывает уже больше 60 лет) прецедентов, чтобы страны вступали в ВТО в качестве единой таможенной территории, не было и, как я предполагаю, не будет. Европейский союз входит в ВТО как единый субъект. Страны-члены ЕС вступали в ВТО поодиночке, и только потом ЕС как организация смог ратифицировать в ВТО свою организацию. На это ему понадобилось примерно 40 лет.

Вопрос, как все это совместить, возникал у Таможенного союза и раньше. Эксперты уже в июне 2009 года говорили, что сама идея вступления в ВТО Таможенным союзом не реализуема, и она будет иметь массу препятствий, потому что даже если бы Таможенный союз вел переговоры о вступлении всех стран в единой делегации, он мог бы обсудить только одну группу вопросов с ВТО – о смягчении режима доступа на рынки товаров Таможенного союза.

При присоединении к ВТО каждая страна ведет переговоры по более широкому спектру вопросов. Во-первых, это доступ на рынки услуг, во-вторых, охрана прав интеллектуальной собственности, в-третьих, объемы государственной поддержки сельского хозяйства, в-четвертых, использование промышленных субсидий. По всем этим вопросам Таможенный союз был бы не правомочен вести эти переговоры, потому что все это – прерогатива национальных правительств.

После того, как мы прожили два года в Таможенном союзе, вопрос о том, как мы будем действовать в отношениях с ВТО и со стороны Таможенного союза, и со стороны каждого из участников, наконец-то озвучен нашими официальными представителями.

Россия завершила эти переговоры, Казахстан близок к завершению. По крайней мере, по информации, которой мы располагаем, в 2012 году он собирается их завершить. Насчет Белоруссии сказать трудно, поскольку информация на этот счет очень скудная. Как все это совместить, даже по доступу на рынки товаров, пока никто сказать ясно и вразумительно ничего не может. Но хорошо уже то, что этот вопрос официально обозначен.

- Тот факт, что Россия из стран Таможенного союза первой вступает в ВТО, дает нашей стране какие-то преференции?

- Мы получаем достаточные преференции, об этом уже много и написано, и сказано. Повторять не имеет смысла.

- Если Россия, Казахстан и Белоруссия окажутся в ВТО, зачем тогда вообще будет нужен Таможенный союз?

- Нет, есть пример ЕС, который я вам уже привел. Он как раз говорит о прямо противоположном. Смысл существования Таможенного союза остается. Самый острый вопрос – как совместить различные обязательства, которые примут на себя Белоруссия, Россия Казахстан. Россия их уже приняла. По той информации, которая появляется у нас в средствах массовой информации, можно понять, что Казахстан по ряду товарных позиций пошел в либерализации еще дальше, чем Россия. Под вопрос уже поставлено существование единого таможенного тарифа самого Таможенного союза.

- Можем ли мы говорить о приоритете для России, что сегодня наиболее важно – членство в ВТО или в Таможенном союзе? Или мы пока еще не ощутили всех выгод от участия в ВТО, потому что не вступили туда?

- Да, пока не вступили, пока только завершили переговоры. У нас впереди полгода для того, чтобы наши законодательные органы ратифицировали документы о присоединении к ВТО. Трудно сказать, что для страны важнее. Важно и то, и другое. Но надо, видимо, идти тем путем, о котором уже говорит Минэкономразвития, в частности глава Департамента торговых переговоров Максим Медведков, который возглавлял нашу делегацию на переговорах о присоединению к ВТО.

Он схематично представляет выход из ситуации следующим образом. Россия переговоры завершила, вступает в ВТО. Дальше завершает переговоры Казахстан и вступает в ВТО, дальше завершает Белоруссия и вступает в ВТО, а потом все три страны проводят между собой консультации и решают, как менять наш таможенный тариф в соответствии с теми обязательствами, которые три страны возьмут на себя. Потом они договариваются о том, как Таможенному союзу вести переговоры с ВТО о том, чтобы ВТО ратифицировала все три страны как Таможенный союз.

Голос России