10.09.08

ВТТ и МТТ из Калининграда

В последнее время участились случаи обращения участников ВЭД в Калининградскую областную таможню по вопросам, связанным с применением мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при получении разрешения на внутренний таможенный транзит и международный таможенный транзит при выдаче разрешения на ВТТ и МТТ. В связи с этим, приводим необходимые разъяснения и выдержки из законов, которыми руководствуется таможня в своей деятельности.

С 1 апреля 2006 г. на территории Калининградской области действует Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В условиях ранее действующего Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ, а также приказа ГТК России от 21 мая 2002 года № 490 «Об утверждении Положения о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации» ввоз иностранных товаров под таможенным контролем до их помещения под выбранный таможенный режим осуществлялся без применения мер по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации.

В связи с отсутствием в Федеральном законе РФ от 10.01.2006 № 16-ФЗ нормы, освобождающей от предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию ОЭЗ в Калининградской области иностранных товаров, возникает необходимость применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите товаров (ст.86 ТК РФ) до их помещения под определенный таможенный режим.

Положения статьи 10 Федерального закона РФ от 10.01.2006 № 16-ФЗ содержат условия помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, а не условия выдачи разрешений на ВТТ или МТТ товаров, перемещаемых по территории Калининградской области, в частности:

Статья 10. Условия помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области

1. Под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, могут помещаться иностранные товары, за исключением:

1) подакцизных товаров;

2) товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации;

3) товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в том числе по предложению Правительства Калининградской области.

2. Правительством Российской Федерации, в том числе по предложению Правительства Калининградской области, могут устанавливаться сроки, в течение которых отдельные категории товаров, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области.

3. Под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы и удовлетворяющие требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи.

Таким образом, принятие меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации является одним из условий выдачи разрешения на ВТТ или МТТ товаров.

Согласно статьи 79 Таможенного кодекса РФ внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по территории РФ:

- из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения - из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

- между складами временного хранения, таможенными складами;

- в иных случаях, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п.7 п.3 ст. 80 Таможенного кодекса Российской Федерации, одним из условий выдачи разрешения на ВТТ товаров является принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Согласно п. 1 ст. 86 Таможенного кодекса при выдаче разрешения на ВТТ товаров таможенный орган отправления вправе принять одну из следующих мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации:

- обеспечение уплаты таможенных платежей;

- таможенное сопровождение;

- определение маршрутов в соответствии с пунктом 3 статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации (Устанавливается Правительством).

Согласно ст. 340 Таможенного кодекса обеспечение может производиться любым из следующих способов по выбору лица, получающего разрешение на ВТТ:

- залогом товаров или иного имущества;

- банковской гарантией;

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительством.

В качестве подтверждения о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей банковской гарантией, договором поручительства, денежным залогом или договором залога при внутреннем или международном таможенном транзите применяется гарантийный сертификат, оформленный в соответствии с требованиями распоряжения ГТК России от 9 декабря 2003 г. № 666-р «Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите». Также, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при ВТТ товаров может использоваться договор поручительства, заключаемый в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями. Порядок применения указанного способа обеспечения уплаты таможенных платежей определяется Кодексом и правовыми актами ФТС России, в частности приказом ФТС России от 25.07.2008 № 917 «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите».

Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов и является исключительной мерой обеспечения соблюдения таможенного законодательства и в первоочередном порядке применяется при перевозке отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими. В соответствии с п.2 ст. 87 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случае - недоставки перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;

- обратного вывоза ошибочно поставленных в Российскую Федерацию товаров или товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;

- перевозки товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В иных случаях в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного законодательства возможно применение обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 таможенного кодекса Российской Федерации.

Применение мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации не требуется в случаях, если, в соответствии с п. 2 ст. 86 Таможенного кодекса Российской Федерации, перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком. Принятие решения о применении либо неприменении в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит товаров обеспечения уплаты таможенных платежей находится исключительно в компетенции таможенного органа отправления. Решение о неприменении в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите товаров обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с п. 2 ст. 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет менее 20 тыс.рублей) принимается в каждом конкретном случае начальником таможенного органа отправления с учетом результатов применения системы управления рисками.

Пресс-служба Калининградской областной таможни