09.09.10

Ввоз разрешили, но запрет оставили

В России вновь разрешен ввоз подержанных японских иномарок. Правительство РФ внесло изменения в технический регламент безопасности транспортных средств, который вступает в силу 23 сентября. Ранее, до утверждения поправок, действовала норма, запрещавшая импорт и постановку на учет автомобилей с правым рулем и одиннадцатизначным идентификационным номером: VIN-номер ввозимого в страну автомобиля должен был содержать 17 знаков.

В пояснительной записке отмечается, что снятие запрета на покупку и продажу внутри страны японских иномарок направлено «на снижение социальной напряженности в регионах, в которых на импорт бывшей в употреблении техники приходится значительная часть доходов граждан, прежде всего в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах», сообщает «Гудок». Но эксперты видят в этом слабое утешение для автолюбителей. Во-первых, с отменой запрета на ввоз подержанных японских иномарок не отменяются высокие пошлины на них, которые, очевидно, и дальше будут повышаться. И снижение импорта праворульных японок объясняется вовсе не введением запрета на одиннадцатизначный идентификационный номер, а именно заградительными пошлинами.

«Бизнес вздохнет свободнее ненадолго. Ведь уже озвучено очередное повышение пошлин на ввоз импортных автомобилей. Создадут такие экономические условия, при которых привозить подержанные машины станет невыгодно. И волей-неволей придется обратить взор на авто отечественной сборки. А это уже другая техника, которая никак не выдерживает соотношения цены и качества», – считает председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Юрий Мутылин.

Вторая причина, которая усложнит импорт японских автомобилей и приведет к росту цен на них, – необходимость русификации всех приборов и приведения автомобиля в соответствие с европейскими нормами, которые действуют в России, для получения одобрения типа транспортного средства. «Японские иномарки должны быть приведены в соответствие с европейскими стандартами, которые действуют и в России. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, праворульные автомобили переделывают в леворульные за тысячу долларов, и водители ездят так, как принято в стране», – отметил аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун.

А по мнению аналитика инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» Севастьяна Козицына, и вовсе не следует запрещать ввоз подержанных праворульных автомобилей. С вытеснением их с отечественного рынка следует бороться исключительно экономическим методами, развивая в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке российские сборочные производства. «Российские предприятия должны предложить жителям Дальнего Востока собственный продукт, по цене и качеству не уступающий ввозимым японским авто. Но пока запущено только производство автохолдинга SOLLERS – во Владивостоке начали собирать автомобили марки SsangYong – Kyron и Rexton. И потребуется не менее семи–десяти лет, прежде чем импорт иномарок будет замещен собственно российскими машинами», – подчеркнул он.

В то же время рынок подержанных авто подстроился под изменившиеся условия. В Тюмени сформировался уже достаточный парк подержанных иномарок, ввезенных в Россию официальными дилерами автопроизводителей. Но если летом этого года в областном центре наблюдался дефицит на иномарки с левым рулем, поскольку официальные дилеры не успевали за возросшим спросом на машины, то сейчас к дилерам стали поступать новые автомобили, что в свою очередь привело к пополнению рынка подержанных авто в ценовом сегменте 400–700 тысяч рублей.

«А эти автомобили уже покупают в обмен на свои и заполняют нишу подержанных иномарок в сегменте 200–400 тысяч рублей. Такая тенденция сохранится вплоть до конца года, – рассказал директор автосалона компании Car72.com Антон Герасимов. – Многие автопроизводители предлагают собственные программы льготного кредитования. Плюс покупатель за этот год уже привык к новому формату цен – повышение произошло в мае 2010 года. И все уже понимают, что ниже цена не опустится. С другой стороны, дилеры перестали баловать клиентов скидками, а, наоборот, говорят об осеннем ценовом повышении на три–пять процентов».

Еще одна тенденция, отмеченная Антоном Герасимовым, – постоянное снижение цен на иномарки с правым рулем. «Движущими силами этого являются как минимум несколько факторов. Во-первых, постоянные разговоры про ограничения правого руля. Во-вторых, у нас за последние годы продано большое количество дилерских иномарок, которые сейчас выходят на вторичный рынок с окончанием срока заводской гарантии. В-третьих, иномарки с левым рулем становятся доступней по цене в различных ценовых диапазонах. Например, Nissan с левым рулем стоит 180 тысяч рублей, в то же время за его одногодку, но с правым рулем, на рынке просят 160–200 тысяч рублей. Соответственно, при прочих отличиях в состоянии и пробеге покупатель чаще выбирает именно левый руль. Еще один пример: вчера мы продали в Курган китайский седан 2007 года за 160 тысяч рублей. Есть и такие машины на вторичном рынке», – пояснил Антон Герасимов.

Что касается переоборудования «японок» под правостороннее движение, то этого точно не произойдет, считает наш эксперт. Связано это, прежде всего, с простой экономикой. «У нас нет такого количества запчастей на переоборудование, – уточнил Антон Герасимов. – Сама услуга стоит около одной-двух тысяч долларов, что составляет около 30 процентов средней стоимости иномарки с правым рулем, которые сейчас эксплуатируются в России».

А вот переоборудование оптики – это гораздо дешевле, особенно если использовать китайское оборудование. И такая услуга будет востребована по нескольким причинам: правая оптика действительно хуже освещает дорогу; в магазинах появится в наличии левая оптика, которая будет продаваться по более низкой цене, так как на рынке повысится спрос и компании смогут ввезти крупные партии, что приведет к конкуренции между ними за клиента; требования технического регламента все равно придется соблюдать.

Если судить по официальной статистике, то объем ввоза иномарок во Владивосток упал в 25 раз – до тысячи автомобилей в месяц. Вряд ли отмена запрета на ввоз иномарок из Японии серьезно увеличит поток подержанных машин. Но и совсем остановить их ввоз вряд ли возможно, хотя бы в ближайшем будущем. А если учесть, что из Японии ввозят, в основном, машины под заказ в возрасте от трех до пяти лет, то это останется уделом исключительно приверженцев праворуких автомобилей.

72avto.ru; 09.09.10