17.01.06

Вы все еще не в белом ?

Постепенное выдавливание внешнеторговых операций из серой зоны одна из главных тенденций налогового планирования в наши дни. В первую очередь это касается импорта. Включение в цепочку офшора, который, покупая товар у производителя, поставляет его в Россию по заниженной цене и таким образом позволяет импортеру экономить на таможенных платежах, по-прежнему применяется очень широко. С точки зрения закона импортеры усугубляют ситуацию тем, что включают в схему еще и фирмы-однодневки, с помощью которых уходят от налога на прибыль в России. Наконец, поскольку офшор продает товар дешевле, чем покупает, возникает проблема его дофинансирования. И тут появляются дополнительные риски, связанные с выводом денег за рубеж: используемые для этого приемы также, как правило, являются весьма сомнительными в глазах проверяющих органов.

Как и большинство схем массового применения, серый импорт в конце концов получил заслуженную долю внимания правоохранительных структур. Налоговики, еще пару лет назад закрывавшие глаза на само существование трансфертного ценообразования, сейчас тесно сотрудничают с таможенной службой и МВД. Западные производители все чаще получают из России запросы о том, кому были проданы те или иные товары и по какой цене. О том, что правоохранительные органы способны выявить всю цепочку поставки товара по серой схеме, красноречиво свидетельствует прошлогодний скандал на рынке мобильных телефонов. Пару месяцев назад Федеральная таможенная служба не без гордости сообщила, что в октябре платежи в федеральный бюджет, взыскиваемые при импорте трубок , выросли в 10 раз по сравнению с августом и составили $104,6 млн. Если в августе 2005 года на таможенную территорию РФ было ввезено 1,8 млн мобильных телефонов, то в октябре их было задекларировано 3,1 млн штук. Таможенная стоимость за сравниваемые периоды составила $43 млн и $436 млн соответственно. Средняя стоимость, по которой декларируются телефоны, выросла за три последних месяца с $24 до $135 за штуку , говорится в сообщении ФТС.

Не вызывает сомнения, что борьба с серыми схемами не ограничится мобильными телефонами и бытовой техникой. Правоохранительные органы стремятся к тому, чтобы между производителем товара и его потребителем стоял один посредник, он же официальный импортер. А если в схеме присутствуют офшоры, то они должны быть связаны с российскими потребителями в единую неразрывную юридическую цепочку движения товара и расчетов за этот товар. Я думаю, что в ближайшие два-три года мы станем свидетелями того, что подавляющая часть всего рынка перейдет на нормальные экспортно-импортные операции, без исчезающих российских фирм, считает Олег Попутаровский. Для торговых компаний, которые укрупняются и структурируются, превращаются в федеральные и региональные сети, риски, связанные с невозможностью нормально осуществлять свои операции, не говоря уже о репутационных рисках, слишком велики. В определенном объеме серый рынок сохранится, но доминировать, как сейчас, он уже не будет .

Риски экспортных поставок через офшор, при котором в налоговой гавани оседает большая часть выручки, также становятся все более очевидными. Конечно, благодаря повышенному вниманию налоговиков и таможенников трансфертное ценообразование в последнее время стали использовать менее грубо: занижение цены происходит в пределах, близких к разумным. Однако в любом случае эта схема может вызвать праведный гнев миноритарных акционеров. Ведь уводимая в офшор прибыль оказывается в фактическом распоряжении его бенефициара (как правило, лица, контролирующего находящийся в России бизнес), в то время как миноритарий недополучает дивиденды и теряет возможность заработать на повышении стоимости компании.

Финанс 17.01.06