17.03.11

Выгодны ли перевозки морским транспортом?

Морской транспорт – единственный из древнейших способов перевозки людей и грузов, сохранившийся до нашего времени. Вьючные караваны и повозки, запряженные животными, канули в Лету и сохранились как экзотика или часть пейзажа малоразвитых аграрных районов развивающихся стран, в то время как морские и океанские суда так же бороздят 3/4 просторов нашей планеты, покрытых водой. Насколько же морские перевозки являются конкурентоспособными в век авиации и трубопроводов?

В чем заключается необходимость морских перевозок?

Насколько актуальны морские перевозки сегодня? По мнению аналитиков землячества Литвы академии Masterforex-V, есть ряд фактов, неоспоримо говорящих о выгоде морского транспорта:
• в общемировом грузообороте морские перевозки занимают 62%;
• 90% мирового морского транспорта занято международными перевозками;
• морской транспорт не имеет альтернативы при трансконтинентальных перевозках. Морские суда обеспечивают 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, более 90% – США;
• для многих стран, как лидеров мировой экономики, так и развивающихся, морской транспорт был и остается главной пуповиной, связывающей их с внешним миром (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия и др.);
• широкомасштабная доставка грузов в некоторые районы возможна только морским транспортом. Пример – арктические районы России – Чукотка, Камчатка;
• больше половины стран мира (120) имеют выход к морю и, соответственно, порты;
• современный морской транспорт может перевозить практически любой вид грузов – жидкие, твердые, сыпучие, хрупкие и др. Созданы специальные судна для перевозки определенных типов грузов – танкеры, лихтеровозы, рефрижераторы, RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC и многие другие;
• средняя дальность грузоперевозок морем (3,5 тыс. км) значительно выше, чем у любого другого вида транспорта;
• сегодня морские перевозки обслуживают около 80% международной торговли;
• в России объем грузоперевозок морским транспортом ежегодно возрастает на 6-7%. Половина таможенных платежей идет в бюджет РФ именно из портов;
• Панамский и Суэцкий каналы в несколько раз сокращают пути при дальних перевозках;
• основной пункт морского грузопотока сегодня – Юго-Восточная Азия и прилегающие регионы (Китай, Япония, Индия). Страны этого региона – самые населенные на планете, а их экономики развиваются опережающими темпами. Море – самый удобный для них путь в другие страны и на остальные континенты;

В чем основные преимущества транспортировки морским транспортом?

Необходимость морского транспорта очевидна. А есть ли преимущества у морского транспорта? Есть:
• более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта. Строительство крупных специализированных судов, использование новейших технологических достижений, в том числе для организации погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю транспортировки в конечной цене товаров с 11% до 2%. Строительство крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность судна, тем дешевле доставка единицы товара.
• высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как морское судно. Норвежский супертанкер «Knock Nevis» одновременно перевозил свыше 0,5 млн. тонн нефти.
• практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов (например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу, используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на рейде.
• унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
• использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.
• высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.
• единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.

Какие основные недостатки данного вида транспортировки?

Как отмечают аналитики землячества Литвы академии Masterforex-V, есть у морских перевозок и недостатки:
• невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта. Причем на этот показатель влияет не только скорость судна, но и время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы. Однако современные технологии позволяют значительно ускорить эти работы, не в последнюю очередь за счет использования мультимодальных перевозок, когда груз переносится сразу же на другой вид транспорта (железнодорожный или автомобильный);
• технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса. Мультимодальная система позволяет уменьшить количество перетарок и сохранить груз.
• зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы.
• зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений.
• морское пиратство.
• значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.

Литва: чем привлекателен порт Клайпеды для бизнесменов и инвесторов?

Географически и исторически сложилось так, что Балтийское море является важнейшим звеном на пути между Востоком и Западом. Для большинства стран СНГ и Среднего Востока Балтия является кратчайшим и самым удобным путем в Западную Европу и Америку. Для дальневосточных стран Балтия – наиболее удобный транзитный путь в Европу.

На восточном балтийском побережье находится несколько крупных портов – Петербург, Таллинн, Рига, Клайпеда. Причем Клайпедский государственный морской порт демонстрирует самые быстрые темпы роста за последние 20 лет: с 1999 по 2008 год объемы грузооборота литовского порта увеличились в 2 раза – с 15 млн. т до 30 млн. т. В 1993 – 2006 гг. дирекция порта совместно со стивидорными компаниями на модернизацию потратила 600 млн. евро, а действующая ныне программа развития на 2008 – 2013 гг. предусматривает вложение не менее 350 млн. евро.

Каковы особенности Клайпедского порта?

Клайпедский морской порт – во многом уникален:

• Клайпеда – единственный незамерзающий порт на побережье Балтии;
• Клайпеда – кратчайший путь для промышленных регионов России, Украины и Беларуси в Европу, Юго-Восточную Азию, Америку;
• правительство Литвы рассматривает Клайпедский порт как наиболее приоритетный экономический объект страны. 18% ВВП Литвы прямо или косвенно связано с портом;
• Клайпедский порт является вторым (31,2 млн. т в 2010 году) в Балтии по грузообороту после Таллиннского. Однако объединенный Клайпедский порт (вместе с Бутингским нефтетерминалом) опережает Таллинн – в прошлом году здесь было обработано 40,2 млн. т грузов;
• согласно исследованию немецкой консалтинговой компании Inros Lackner AG, при использовании современных погрузочных технологий Клайпедский порт может отгружать 52,9 млн. т в год;
• глубина входного канала порта составляет 15 м, акватории – 13-14,5 м. В Клайпеде – 37 специализированных терминалов. В порт могут заходить сухогрузы дедвейтом 80 тыс. т, танкеры – до 150 тыс. т. Самое большое судно, заходившее в Клайпеду, – круизный лайнер «Constellation» (длина – 294 м, ширина – 32,2 м);
• Клайпеда – единственный порт в Балтии – может принимать океанские контейнеровозы. В начале марта с.г. в порт впервые с пробным визитом зашло судно типа post-panamax «MSC Fortunate» (длина – 275 м, ширина – 40 м), вмещающее 5,5 тыс. TEU (условных контейнеров). Таким образом, Клайпедский порт первым в восточной Балтике меняет статус с фидерного порта на логистический центр.

Сможет ли Клайпеда стать главной перевалочной базой?

Власти Литвы и дирекция порта сделали много, но имеют еще более амбициозные планы по превращению Клайпеды в главную перевалочную базу на Балтике:

• в Клайпеде работает несколько крупных стивидорных компаний, обеспечивающих интермодальную транспортную систему порта;
• «Mediterranean Shipping Company», вторая в мире компания по перевозке морских контейнеров, выбрала Клайпеду центром распределения контейнеров в Прибалтике;
• уже сейчас дирекция порта изменяет прогнозы прироста грузооборота в 2011 году в сторону двойного увеличения темпов прироста. Ранее был озвучен показатель 5%, а сейчас он увеличен до 10%;
• Китай, один из крупнейших заказчиков контейнерных перевозок в мире, сейчас грузы для Восточной Европы вынужден разгружать в западноевропейских портах (Роттердаме, Гамбурге). Потенциал Клайпеды как порта для океанских контейнеровозов очень привлекателен для китайских компаний;
• США после обследования и высокой оценки возможностей Клайпедского порта приняли решение об использовании морских ворот Литвы в качестве перевалочной базы для грузов, которые идут в Афганистан;
• Вильнюс проводит политику согласования железнодорожных тарифов с Россией, Беларусью, Казахстаном и Китаем, что сделает транспортировку грузов через Клайпедский порт выгодной и удобной и для этих стран, и для грузоперевозчиков.

Даже из мирового кризиса дирекция Клайпедского порта сумела извлечь выгоду. Воспользовавшись снижением цен на стройматериалы и рабочую силу, в порту активно воплощались в жизнь крупномасштабные проекты:
• Внешний глубоководный порт. В 350 м от берега создается искусственный остров (глубина возле которого – до 17 м), соединенный с сушей авто- и железнодорожными путями.
• Грузопассажирский терминал, связанный с международным транспортным коридором IX B. В 2010 году Клайпеда приняла более 320 тыс. пассажиров.
• Центр логистики в Прибалтике. После реконструкции контейнерного терминала порт сможет принимать суда вместимостью 6-7 тыс. TEU и нарастить годовой оборот до 700 000 TEU.
• С целью повышения конкурентоспособности в прошлом году дирекция порта приняла решение о снижении портовых сборов.

Клайпедский порт: что нужно знать инвесторам мира?

Как средство для массовых пассажирских перевозок морской транспорт значительно уступает другим видам транспорта. В основном морские суда используют в развлекательных целях (туристические круизы, путешествия, экскурсии, экзотические морские туры и т.п.).

Однако есть ниша, в которой морской пассажирский транспорт сохраняет свою конкурентоспособность – паромные переправы. Морские паромы популярны во многих регионах – на Балтийском, Черном и Средиземноморском морях, через проливы Ла-Манш и Гибралтар и т.д. Меньшая скорость передвижения компенсируется, в первую очередь, тем, что пассажиры могут перевозить свои автомобили. Например, литовская компания DFDS Lisco (бывшая Lisco Baltic Service) за последние семь лет закупила 6 новых паромов для обеспечения перевозок между Прибалтикой и Швецией, Германией и другими странами Балтики.

На данный момент AB “DFDS LISCO” управляет перевозками пассажиров из Клайпеды в Карсхамн (Karlshamn), Киль (Kiel) и Засниц (Zasnic), а также обслуживает линию грузоперевозок DFDS Seaways (бывшей “DFDS Tor Line”):

- Клайпеда – Карлсхамн (Karlshamn),
- Клайпеда – Киль (Kiel)
- Клайпеда – Засниц (Zasnic)
- Клайпеда – Копенгаген (Copenhagen/Fredericia)
С самого создания компания большое внимание уделяет безопасности транспортируемых грузов и пассажиров, а также закреплению высшего качества услуг. Сертификаты кодексов ISM, ISPS свидетельствуют о соответствии судов и береговых служб мировым стандартам безопасности. Агентскому отделу компании предоставлен сертификат качества системы обслуживания ISO 9001:2001 (Quality Management System), который заверяет высокие стандарты обслуживания клиентов и управления качеством.

Экономическое развитие любой национальной и мировой экономик невозможно без развития транспорта. В обозримом будущем альтернативы морскому транспорту нет. И именно поэтому морские перевозки остаются востребованными, несмотря на некоторые свои недостатки, и привлекательными не только для заказчиков транспортных услуг, но и инвесторов.

Банкомёт