16.03.07

Взгляд со стороны

В рамках реализации проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов РФ» ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) провел ряд опросов, целью которых являлся мониторинг оценки участниками ВЭД и другими заинтересованными сторонами процесса результатов реформирования таможенных органов.

Результаты первого этапа опросов были предложены читателям журнала «Таможня» в №17 (сентябрь 2006 г.) После проведения второго этапа опросов можно подвести краткий итог всей работы.

По оценкам большинства опрошенных целевой группы «участники ВЭД», их предприятия так или иначе сталкиваются при взаимодействии с таможенными органами с определенными проблемами, которые оказывают влияние как на текущую деятельность предприятия, так и на возможности его дальнейшего развития. Хотя следует отметить, что на наличие «непреодолимых проблем» при взаимодействии с таможенными органами указали лишь 3 процента опрошенных, тогда как для большинства – это проблемы «средней тяжести» (39 процентов) либо «минимальные проблемы» (30).

В ходе опроса респондентам всех трех исследуемых групп также предлагалось дать сравнительную оценку распространенности отдельных негативных явлений в работе таможенных органов за период до начала реформирования деятельности таможенных служб и в настоящее время. Своеобразной «точкой отсчета» для сравнительной оценки таких изменений респондентам было предложено оценить изменения в связи с введением новой редакции Таможенного кодекса.

В ходе проведения опросов заинтересованных кругов на втором этапе исследования необходимым представлялось оценить представителями различных целевых групп текущие структурные изменения в деятельности таможенных органов, связанные с принятием Указа Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы», в соответствии с которым перераспределяются функции и полномочия Минэкономразвития и ФТС России. Прежде всего это касается изменения статуса Федеральной таможенной службы.

Следует отметить, что оценки представителями целевых групп осуществляемых изменений в деятельности таможенных органов носят скорее позитивный характер.

В ходе опроса участникам ВЭД и экспертной целевой группе предлагалось дать сравнительную оценку степени распространенности отдельных негативных явлений в работе таможенных служб до введения новой редакции Таможенного кодекса и в настоящее время. И здесь результаты проведенного опроса позволяют зафиксировать также положительную динамику в оценках большинства респондентов изменений в работе таможенных органов, при которых существенно реже стали встречаться такие негативные явления, как неудобный график работы, бюрократические произвол отдельных сотрудников, улучшилось информационное взаимодействие сотрудников таможенных служб и участников ВЭД.

В то же время, по оценкам респондентов, менее ощутимые изменения коснулись такого аспекта деятельности таможенных служб, как требование предоставления избыточного – по сравнению с законом – числа документов.

Хотя и здесь результаты опроса фиксируют наличие в целом положительной динамики оценок происходящих изменений. Таковы же оценки респондентов-участников ВЭД характерны и в отношении степени распространенности таких негативных явлений в работе таможенных служб, как взяточничество и недостаточная профессиональная компетентность сотрудников таможенных служб.

Что же касается характеристики негативных явлений в работе, которые также имеют место, то здесь позиции представителей каждой из исследуемых целевых групп различаются.

Если участники ВЭД ухудшение работы таможенных органов связывают с высоким уровнем бюрократизма, то сами сотрудники таможенных служб связывают это в первую очередь с неумением участников ВЭД правильно и своевременно оформлять необходимую таможенную документацию. В значительной степени оценки позитивных изменений в деятельности таможенной службы связаны с модернизацией информационной системы та моженных органов в части перехода на электронное декларирование.

Результаты опроса первого этапа исследовательских работ позволяют зафиксировать высокий уровень информированности, прежде всего, представителей участников ВЭД и экспертной целевой группы об осуществляемой реформе таможенных органов, в частности, о модернизации информационной системы таможенных органов.

При этом, по единодушному мнению респондентов, модернизация информационной системы способствует прежде всего упрощению и повышению «прозрачности» процедур таможенного оформления грузов. Существенно реже в качестве ожидаемых результатов осуществляемой модернизации респонденты-сотрудники таможенных служб называли снижение уровня нарушений и преступлений в таможенной сфере.



Тем не менее результаты опроса показали достаточно низкий уровень распространенности электронной формы декларирования грузов. Во многом такая ситуация связана не только с тем, что значительная часть таможенных постов не перешла на электронную форму декларирования, сколько с существенными, по оценкам участников ВЭД, дополнительными финансовыми затратами, техническими трудностями, связанными с отсутствием канала связи, необходимостью подключения к таможенной компьютерной сети, отсутствием программного обеспечения.

В ходе опроса респондентам, использующим электронную форму подачи документов, также предлагалось оценить удобство программного обеспечения электронной формы декларирования грузов. При этом подавляющее большинство сотрудников таможенных постов и участников ВЭД дали положительные оценки. В то же время среди недостатков программного обеспечения сотрудники таможенных постов назвали «недостаточную информированность программного продукта» (мало сведений о товаре, недостаточно информации для оформления документа) и трудоемкость.

Участники ВЭД существенно чаще отмечали такие недостатки программного обеспечения, как длительность поиска информации, наличие скрытых ошибок, неудобство в настройке, сложность в управлении.

В целом результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что представители исследуемых целевых групп видят в проводимой модернизации информационной системы таможенных органов, прежде всего, развитие электронного документооборота, обеспечение более эффективного взаимодействия таможенных служб с участниками ВЭД.



Результаты опроса второго этапа также отчетливо свидетельствуют о том, что электронная форма декларирования грузов оценивается безусловно положительно большинством респондентов, полагающих, что переход на эту форму декларирования значительно упростит и облегчит процедуры таможенного оформления грузов. Основные же недостатки, как свидетельствую результаты проведенного опроса среди участников ВЭД, по существу, связанны с незавершенностью перехода на электронное декларирование. Среди сотрудников таможенных служб и постов чаще называются несколько иные препятствия, затрудняющие развитие электронной формы декларирования грузов и документооборота. По мнению этой целевой группы, основные затруднения вызваны, в первую очередь, обеспечением более жесткого контроля ввозимых товаров и грузов и уменьшением возможности занижения стоимости декларируемого товара, что в свою очередь в значительной степени затрудняет взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. Также как позитивные, хотя и более сдержанные оценки даны респондентами изменениям в работе таможенных органов в связи с Указом Президента Российской Федерации.

Следует отметить и то, что оценки изменений, связанных с перераспределением функций и полномочий ФТС России и Минэкономразвития, в определенной степени различаются среди респондентов исследуемых целевых групп. Как и следовало ожидать, более позитивные оценки демонстрируют представители таможенных служб и постов, тогда как среди участников ВЭД и представителей экспертного сообщества наблюдаются более сдержанные оценки. С одной стороны, участники ВЭД ожидают скорее позитивных изменений в связи с происходящими структурными изменения, с другой стороны, оценки ожидаемых изменений носят достаточно сдержанный характер – если структурные изменения в работе таможенных органов и позволят устранить отдельные негативные явления, то лишь отчасти.

Журнал "Таможня"