11.02.08

Взяли и заболели

SmartMoney

Гигантские очереди грузовиков из России, Украины и Белоруссии на польской границе почти рассосались. Жизнь налаживается. Таможенники тоже довольны. $200 — неплохая прибавка к жалованию. Особенно в сочетании со своеобразным «страховым пакетом» — правом получать зарплату, если тебя отстранили от службы по подозрению во взятке. Такой подарок они получили за согласие вернуться к работе после двухнедельного простоя. Но теперь транспортные компании хотят, чтобы Польша компенсировала им убытки. Впервые в истории таможню могут заставить платить за очереди.

Таможенники еще прошлой осенью предупреждали правительство, что условия их труда тяжелы, а средней зарплаты $1200 едва хватает. А теперь решились на крайнюю меру. Бастовать госслужащим нельзя — пришлось хитрить. В середине января сотрудники погранпереходов начали массово самоустраняться от работы. Кто-кто ушел в отпуск, многие внезапно заболели. «В следующий раз, если такое случится, надо будет тщательнее проверять больничные листы», — говорит представитель польского минфина Якоб Лютик. На каждом из переходов осталось меньше десятка таможенников. Обычно главный переход Брест-Тересполь пропускает 700-800 машин в день, а тут шли единицы, жалуется замдиректора «Совтрансавто» Анатолий Пинсон.

Дальнобойщики ко всему привычны, но подлости со стороны Польши не ждали и просто не подготовились. Очереди растянулись на десятки километров и сутки ожидания, еды не хватало. Но водители не сидели сложа руки. Со скоропортящимися товарами пропускали чуть быстрее и, чтобы кто-то под этим соусом не промылился с обычным грузом, создавали «народные дружины»: трейлер поперек дороги, а рядом несколько здоровенных ребят проверяют, наврал ты про груз или нет. Не дай бог попасться. Нашим водителям надо благодарить польских коллег. Те пригрозили, что, если ничего не изменится, 28 января они блокируют грузовиками Варшаву. Именно 28-го премьер Дональд Туск и заявил, что требования таможни «глубоко обоснованны», обещал прибавку уже с января и спецпенсии. Плюс, уточняет Якоб Лютик, денежное содержание на время следствия для подозреваемых во взятке. Почему бы и нет: российским госслужащим, например, во время служебного расследования платят. В начале февраля переходы постепенно возобновили работу.

Российские таможенникам, если верить статистике, честнее польских. По количеству они в 4,5 раза обгоняют поляков, а дел о таможенной коррупции у нас расследуется лишь в 1,5 раза больше, чем в Польше. Зато поляки, всей таможней вставшие на защиту подозреваемых во взятках, откровеннее признали проблему. «Нашу таможню много обвиняют в коррупции, примерно половина обвинений подтверждается», — не скрывает Лютик. За четыре года уволено 440 сотрудников погранпереходов при общем штате несколько тысяч человек.

Но автоперевозчики СНГ не захотели платить за польскую откровенность. Они подсчитывают убытки, чтобы идти в суд. Россияне оценивают свой ущерб в ?1,5 млн (у украинцев получилось на порядок больше), а апеллировать собираются к центральным органам ЕС. Дело явно затянется, но шансы есть. Ведь пропускная способность пунктов упала очень резко — должен быть виновник. Признать это форс-мажором, освобождающим Польшу от ответственности, не выйдет: формально-то забастовки не было.

На наших границах очереди — правило. Испугается ли российская таможня, если Польшу заставят платить? В прошлом году, вспоминает Пинсон, по вине России километры машин стояли в Финляндию. И что? Никому и в голову не пришло судиться. Во-первых, привыкли. А во-вторых, норму пропуска транспорта каждый переход соблюдает. Только переходов не хватает. И кого тут винить?

Алексей Каменский

4 (94) 11 февраля 2008