24.09.07

Взять из-под земли

Объемы экспорта российского угля растут. В 2003 году было вывезено 58 миллионов тонн твердого топлива, в 2005-м - более 76 миллионов тонн (11 процентов мирового угольного рынка). Ожидается, что при благоприятных условиях в 2008 году российский угольный экс- порт может вырасти до 90 миллионов тонн. Там, за горизонтом… В числе крупнейших отечественных экспортеров угля такие мощные объединения, как "Кузбассразрезуголь", "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК), "Южный Кузбасс", "Южкузбассуголь" и "Якутуголь". Недавно "Сибирская угольная энергетическая компания" открыла свой филиал - SUEK AG на Тайване (г. Тайбэй). Филиал будет развивать поставки энергетического угля в Тайване и Китае и контролировать поставки компании в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Эксперты считают, что таким образом СУЭК намерен продвинуть на азиатский рынок уголь с Тугнуйского разреза в Бурятии. К 2008 году компания намерена увеличить там добычу угля до 8 миллионов тонн. Промышленные запасы Олонь-Шибирского каменноугольного месторождения, на котором работает Тугнуйский разрез, составляют 240 миллионов тонн. Ежегодная добыча равняется 5 миллионам тонн угля в год, из которых около 3 миллионов тонн отправляет в Японию, Южную Корею и Монголию.

Управляющий директор SUEK AG Юрий Филиппов заявил, что можно значительно увеличить сбыт в Китае, который переключается с экспорта на импорт угля. По прогнозам, рынок угля в странах АТР к 2010 году может вырасти до 310 миллионов тонн. Потребности российской энергетики в угле растут до шести процентов в год. А на азиатском рынке за счет высокого спроса довольно быстро можно занять лидирующие позиции. Аналитики отмечают, что это хороший старт для продвижения продукции СУЭК в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Но не Тайванем единым сыты угледобытчики на Руси. Если Британия еще и правит кое-где морями, то не без нашенского уголька. Как сообщает Reuters, в прошлом году Россия поставила в Британию более половины энергетического угля, ввезенного в эту страну. "Впервые поставки угля из России превысили добычу шахт Великобритании и, возможно, составили 15 процентов от всего рынка электроэнергии страны", - утверждает управляющий директор Ассоциации британских импортеров угля Найджел Яксли. С 2000 года потребление Британией российского угля выросло в шесть раз. Но в Британии, по его словам, растут опасения по поводу безопасности и социальной ответственности российского угольного сектора. В прошлом году Россия экспортировала 34 миллиона тонн угля через порты прибалтийских стран и Украину, и 38,8 миллиона тонн через собственные порты.

Задача усиления железнодорожных подходов к портам, пограничным переходам и развития портовых терминалов сегодня ставится в центр развития угольной стратегии. Нынче в районе порта Ванино претворяются в жизнь сразу несколько впечатляющих проектов. В южной части бухты Мучке при поддержке СУЭК строится балкерный терминал для переработки и экспорта угля в страны АТР мощностью 12 миллионов тонн в год. Предусмотрено строительство еще одного угольного терминала мощностью 18 миллионов тонн на северном берегу бухты Мучке Якутской транспортной компанией. Пуск новых терминалов позволит завоевать огромные рынки топлива в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Реализация этих проектов невозможна без модернизации железнодорожных путей и строительства к океану нового Кузнецовского тоннеля. С другой стороны, этот порт полностью загрузит Байкало-Амурскую магистраль. Глава РЖД Владимир Якунин обещает, что компания вложит в развитие железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока почти 80 миллиардов рублей. Европу с Азией свяжет полноценный транзитный коридор. "Мы полагаем, что с вводом "угольного порта" компания СУЭК займет 4-5 место на мировом рынке угля, усилив и свои позиции, и позиции страны", - отмечает генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский.

Реализация такого масштабного проекта повлечет за собой и изменения всего экономического климата этой достаточно удаленной территории. Новый порт - это еще и несколько тысяч рабочих мест. Тут не то что с безработицей можно покончить, а даже привлекать специалистов со всей страны, вновь заселяя стратегически важный регион. Ожидается, что к 2010 году мощности портов Дальнего Востока позволят экспортировать до 26 миллионов тонн угля в год.

Сделка с ВТО - pro и contra Не первый год в российской прессе с невиданной доселе откровенностью идут дебаты вступать или не вступать в ВТО. Мы уже переплюнули Китай по срокам: тот вступал тринадцать лет, мы перевалили за четырнадцать. При этом китайские власти почти совсем не информировали своих граждан о переговорах. У нас наоборот: отечественные производители и экспортеры получают достоверные сведения о предполагаемых уровнях импортных таможенных пошлин.

Уже ясно, что в случае присоединения к ВТО в течение целого года ни одна импортная пошлина не изменится, а последующее снижение будет растянуто на годы. Противники присоединения к ВТО уверены, что Россия ничего, кроме оружия, энергоносителей и сырья, экспортировать не может. "Специфика вхождения России в ВТО будет во многом определяться тем, что ее экономика имеет сырьевую направленность", - считает профессор Михаил Глазырин, руководитель Центра региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук.

Посмотрим, как может развиваться в новых условиях сырьевой экспорт, приносящий львиную долю доходов в российский бюджет. Для примера берем угольный сектор. В отличие, скажем, от нефти здесь более сложная ситуация прежде всего из-за постоянного роста железнодорожных тарифов. Их увеличение, конечно, продиктовано уровнем инфляции, но нельзя не учитывать тот факт, что одно из главных условий вступления в ВТО - отмена всяческой дискриминации в торговых отношениях стран-участников. Существующее у нас различие между низкими внутренними и высокими экспортными железнодорожными тарифами противоречит международному торговому законодательству. Вот почему наше правительство разработало программу унификации грузовых железнодорожных тарифов, по которой внутренние стремятся к экспортным, то есть изменяются в большую сторону.

Объемы экспорта угля неуклонно растут, а еще года два назад конкурентным преимуществом российской угольной промышленности была невысокая себестоимость. Однако сейчас себестоимость производства угля экспортного качества выросла - от 15 до 20 долларов за тонну. (Это связано не только с инфляцией, но и с социальной политикой угольных компаний, которые не имеют морального права уменьшать численность персонала на своих предприятиях до стандартов, существующих в передовых горнорудных компаниях мира).

На мировом рынке отечественный энергетический уголь продается до 53 долларов за тонну, что сравнимо с ценами других экспортеров. Однако возросший экспорт не принес угольной отрасли ожидаемых дивидендов. Прибыли угледобывающих компаний, которые в большинстве своем являются градообразующими предприятиями с возложенной на них социальной нагрузкой, далеки от показателей иностранных конкурентов. Большую часть прибыли российским угольным компаниям приходится тратить на оплату перевозок - например, доставка тонны угля до белорусской границы по железной дороге составляет более трети конечной экспортной стоимости. Это было бы терпимо в ситуации высоких цен на мировом рынке, но становится проблемой сейчас, когда цены на энергетические угли упали ниже сорока долларов за тонну. Для производителей энергетических углей это означает потерю рентабельности экспорта.

Один из вариантов решения проблемы - увязать железнодорожные тарифы с экспортной ценой на уголь. В результате прибыль российских железных дорог, составившая в прошлом году около 10 миллиардов рублей, в любом случае окажется выше при адекватных тарифах, которые подвигнут угольные компании на наращивание экспорта. Тем более что в настоящий момент на многих предприятиях внедряются сов- ременные технологии обогащения угля. Продукция более высокого качества позволит российским угольщикам занять прочные позиции на зарубежных рынках, на многих из которых (например, в странах АТР) Россия пока еще уступает по объему продаж конкурентам - Австралии, Китаю и Индонезии. Реализация такой стратегии позволила бы России получить еще один экономический инструмент внешнеторговой политики - прочную позицию на рынке твердого топлива.

Точность - вежливость угольных "королей"

Недавно на Бородинском угольном разрезе (Красноярский край) свершилось эпохальное событие. Для организации эффективного входного контроля и учета угля здесь установлены уникальные радиометрические конвейерные весы Макон-21. Впервые стало возможно определять массу угля уже при погрузке его в вагоны. При этом определяется даже зольность отгружаемого топлива. Это происходит за счет определения степени поглощения горной массой различных излучений. В числе преимуществ этого оборудования - непрерывное бесконтактное взвешивание, определение массовой доли золы и влаги в поступающем твердом топливе. Чем больше в угле примесей, тем выше у него поглощающая способность. Это значит, чем больше в угле породных включений, тем меньше элементарных частиц (импульсов) доходит до детектора приемника. То же самое при взвешивании - чем больше угля на конвейере, тем меньше частиц доходит до детектора приемника. Сканирование идет с высокой частотой, комплексы в секунду делают четыре замера.

Как утверждают немецкие поставщики, модификация комплексов, изготовленных для красноярских углекопов, уникальна. Даже в Германии в подобном оборудовании нет функции передачи информации непосредственно в диспетчерскую службу. В результате меняется вся технология погрузки. Теперь диспетчер может сообщать на экскаватор номера вагонов, их грузоподъемность, а во время погрузки прибор станет автоматически отмерять в конкретный вагон конкретное количество угля, соответствующее норме. Затем в электронном варианте информация поступит в диспетчерскую - фактически диспетчер получает документ о погрузке, что очень удобно.

Мы так подробно остановились на данном новшестве именно потому, что оно имеет огромное значение и для таможенного оформления отправляемого на экспорт угля. Ведь если все эти максимально достоверные сведения оперативно предоставлять таможенникам, то и процесс таможенного оформления этого весомого груза существенно сократится и упростится.

Эксперты - за экспорт

В России рынок угля подвержен сильным сезонным колебаниям, соответственно резко меняется и объем выручки от операций внутри страны. Имея же значительный объем стабильного экспорта при хорошей конъюнктуре рынка, мы нивелируем эти колебания. По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, уже сейчас уголь должен более активно использоваться российским энергетическим комплексом. Он напомнил, что энергетическая стратегия России предусматривает рост угольной генерации только после 2012 года, а до этого времени производство энергии привязано к газу. Сейчас 60 процентов всего российского угля добывается в Кузбассе, при этом 90 процентов российского угольного экспорта также составляет кузбасский уголь. При этом внутрироссийские поставки в последние десять лет ежегодно снижались на один процент, в то время как экспортные возрастали каждый год на семнадцать процентов.

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в угольной отрасли страны, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров отмечает, что приватизация отечественной угольной отрасли уже завершена. По мнению сенатора, оправдан выбор, в основе которого - частный собственник и новые методы хозяйствования в угольной отрасли. Шатиров приводит в пример представителей кузбасского частного бизнеса, которые только в совершенствование железнодорожной инфраструктуры Кузбасса вложили 9 миллиардов рублей, а в развитие угольной отрасли региона - 136 миллиардов.

Основными направлениями эффективного развития российской угольной отрасли, по свидетельству специалистов, является экспорт отечественных углей в Европу и Азию, расширение транспортной инфраструктуры страны, развитие действующих и строительство новых портов, совершенствование прогрессивной тарифной политики, повышение безопасности условий труда, внедрение отечественной горнопроходческой и очистительной техники, дегазация угольных пластов на основе использования механизмов Киотского протокола. Специалисты озабочены тем, что пока что нет ни программы, ни прогнозных показателей потребления угля на внутреннем рынке теплоэнергетики, не разработаны и меры по защите конкурентоспособности российского угольного экспорта.

Подъему угольной отрасли препятствует и несовершенство законодательства. По свидетельству специалистов, деятельность отрасли регулируют почти четыреста (!) законодательных и нормативных актов, подчас противоречащих друг другу. Назрела пора перевести основные положения многочисленных инструкций, применяемых в горном деле, в ранг законодательных актов, что предполагает четкое закрепление прав и обязанностей государственных контрольных органов, лиц технического надзора горных предприятий, а также собственников угольных предприятий. Сейчас разрабатывается национальная программа реконструкции действующих и ввода новых тепловых энергетических мощностей до 2020 года с учетом приоритетного использования угля. Несомненно, в этой работе необходимо также и учитывать особенности таможенного оформления при массовой отгрузке угля на экспорт.

Досье "Таможни" По запасам угля международные эксперты ставят Россию на второе место в мире после США. По международным оценкам, доказанные запасы угля в России составляют от 157 миллиардов тонн (British Petroleum) до 171 миллиарда (Energy Information Administration). Основные запасы угля в России сосредоточены в Сибири, где сконцентрировано 66 процентов прогнозных ресурсов.

Несмотря на почти 50-процентное падение добычи угля в нашей стране, произошедшее в 1990-е годы, Россия продолжает удерживать по этому показателю одно из ведущих мест в мире. На сегодняшний день по объему добычи Россия занимает пятое место в мире, уступая Китаю, США, Индии и Австралии. Доля России в мировой угледобыче составляет более 5 процентов. За 8 месяцев объем экспорта угля составил 50 миллионов тонн на сумму 2,3 миллиарда долларов. В 2006 году Россия поставила на внешний рынок 92 миллиона тонн угля, в том числе 81,3 миллиона тонн энергетического и 10,7 миллиона тонн коксующегося.


Журнал "Таможня" №18 [185] сентябрь 2007 г.