Яблочный порок: нелегальные продажи iPhone в РФ выросли до 70%
В 2025 году около 70% iPhone, продаваемых в России, поступают на рынок нелегально — без уплаты налогов и таможенных сборов, — тогда как год назад эта доля составляла около 50%, сообщили «Известиям» импортеры. Некоторые из них уже прекратили параллельный импорт гаджетов из-за невозможности конкурировать с «серым» рынком. Apple не контролирует поставки в РФ, хотя на других рынках пытается это делать — например, индийским дистрибьюторам компания запретила реэкспорт новых смартфонов в течение 90 дней после закупки. Но на российском рынке — как официальном, так и «сером» — это локальное нововведение никак не отразится, отмечают продавцы и эксперты. Какие меры помогут борьбе с нелегальным ввозом — в материале «Известий».
Сколько iPhone ввозится в Россию нелегально
В 2025 году примерно две трети iPhone (около 70%) поступили в Россию по «серым» схемам, с нарушением налогового и таможенного законодательства, тогда как законопослушные продавцы, использующие параллельный импорт, при этом уплачивают все положенные сборы, рассказал «Известиям» один из ретейлеров. Эти данные подтвердил сотрудник одного из дистрибьюторов, на долю которого до ухода Apple из РФ в 2022 году приходилась значительная доля импорта этих смартфонов.
Apple — одна из западных компаний, которая полностью абстрагировалась от продаж своей продукции в России, сейчас они совершенно хаотичны: ее смартфоны ввозит кто угодно, как угодно и сколько угодно, отметил собеседник «Известий».
— Из-за этого в 2025 году мы вынуждены были прекратить импорт Apple в Россию. Мы просто не можем конкурировать в цене с «серыми» структурами, которые при ввозе не платят налогов и сборов, — рассказал он.
По оценке МТС, доля контрабандных «яблочных» смартфонов в России по итогам 2025 года достигает 50%, а общий объем средств, который теряет бюджет страны из-за контрабанды, составляет порядка 30 млрд рублей.
«Серый» рынок iPhone в России продолжает расти: на нелегальные каналы продаж (например, онлайн-площадки и небольшие несетевые магазины) приходится около 70%, подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. До 2022 года доля «серых» поставок не превышала 10%, в 2023-м она увеличилась до примерно 40%, а в 2024-м — до 50%, уточнил эксперт.
По его словам, «серые» продавцы завозят эти смартфоны в Россию через страны ЕАЭС, при этом не уплачивая ни таможенных пошлин, ни НДС, ни других внутренних налогов. В результате стоимость одной и той же модели у таких продавцов и в крупных законопослушных магазинах может различаться до 70%.
Интерес «серых» импортеров к iPhone остается высоким, поскольку с точки зрения логистики не имеет существенной разницы, ввозится ли смартфон стоимостью 5 тыс. рублей или 150 тыс., добавил один из участников рынка e-commerce. При этом маржа на «яблочные» устройства значительно выше, добавил он.
Покупая «серый» iPhone, пользователь выигрывает в цене, но он должен понимать, что такой аппарат ему, скорее всего, никто не заменит в случае неисправности и не починит по гарантии, предупреждает Эльдар Муртазин. Вместо нового устройства ему могут продать тщательно восстановленный гаджет, побывавший в употреблении. Наконец, существует риск приобретения смартфона из украденной партии, владелец которой находится за границей и может заблокировать устройство: в такой ситуации российскому пользователю жаловаться будет некому, а возвращать «окирпиченный» телефон будет невозможно, добавил эксперт.
Сейчас у покупателей могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием и активацией гаджета вне зависимости от канала, где он был куплен, — у вендора есть возможности для удаленной блокировки, в свою очередь, отмечают в сети магазинов товаров для умного дома «Всесмарт». Доля смартфонов Apple на российском рынке составляет около 20%, при этом половина iPhone поставляются по «серым» каналам, считают там.
«Известия» направили запрос в Федеральную таможенную службу и в Apple.
Можно ли ограничить «серый» импорт
— После официального ухода Apple с нашего рынка продукция перестала получать поддержку от вендора, и многие официальные поставщики постепенно отказались от ее импорта в РФ. Высокая ключевая ставка и добросовестное соблюдение законодательства со стороны легального бизнеса привели к росту отпускных цен на продукцию, ввезенную официально с уплатой всех пошлин и налогов. Это и позволило «серым» продавцам нарастить свои продажи, доля которых, по разным оценкам, составляет от 50 до 70%, — отметил менеджер по продукту компании diHouse Антон Селезнев.
В итоге при выборе продавца потребитель в обмен на разницу в цене всё чаще рискует столкнуться с контрафактом или устройством, не соответствующим заявленным характеристикам, например, б/у под видом нового, добавил он.
На мировых рынках Apple пытается регулировать трансграничный оборот своей продукции. Например, в конце ноября индийские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что Apple ввела частичный запрет на реэкспорт iPhone из этой страны. Если гаджеты, отгруженные индийскому продавцу, в течение 90 дней будут активированы с сим-картой иностранного оператора, дилера ждет штраф или прекращение отгрузок товара, утверждали эти источники. Правда, если даже эти сведения верны, на российский «серый» рынок это не окажет никакого влияния, считают опрошенные «Известиями» продавцы гаджетов.
— Для России давно не закупается или почти не закупается электроника в Индии. Основными каналами поставки стали Ближний Восток и Китай, — объяснил один из них.
Ни о каком ограничении поставок в Россию iPhone и тем более их блокировке речи не идет, отметил Эльдар Муртазин. Если сведения индийских СМИ верны, то имеется в виду регулирование деятельности самих локальных дилеров, подчеркнул он.
Как правило, компании заключают с Apple договор на продажу определенного количества iPhone и получают за выполнение договора бонусы. Если запланированный объем товара не удается реализовать, его остатки зачастую перепродаются за рубеж, чтобы сохранить бонус, но это создает проблемы уже работающим там партнерам в виде дополнительной конкуренции, рассказал Эльдар Муртазин. Чтобы не допускать таких пересечений и злоупотреблений, Apple и вводит такие санкции для партнеров. По его словам, iPhone для российского рынка закупается в Китае, ОАЭ и даже в США, но не в Индии.
Между тем Минцифры намерено создать единую базу идентификационных номеров мобильных устройств IMEI (International Mobile Equipment Identity). Без регистрации этих кодов в специальной базе гаджеты просто не смогут работать в российских сотовых сетях. Это помогло бы сократить объемы «серого» импорта, считают участники рынка. По словам представителя Inventive Reatail Group Людмилы Семушиной, мера может способствовать «обелению» рынка.
— В рамках работы над вторым пакетом мер по борьбе с кибермошенничеством Минцифры прорабатывает возможность создания базы данных IMEI — уникальных идентификаторов мобильных устройств. Предполагается, что, как только новое устройство регистрируется в сети оператора связи, он сразу видит его IMEI. Оператор должен будет передавать информацию о IMEI в базу данных. Проект планируется реализовать до конца I квартала 2027 года, — сказали «Известиям» в министерстве.
Законопроект еще предстоит внести и обсудить в Госдуме, поэтому его содержание может изменяться, при этом работа над документом продолжается, пояснили в ведомстве.
Некоторые участники рынка уже ввели регистрацию смартфонов по IMEI на своих площадках. Так, продавцы на Wildberries обязаны указывать уникальный код для всех мобильных устройств, требование распространяется на все модели продаж — как со склада маркетплейса, так и со склада продавца, утверждают в пресс-службе Wildberries & Russ.
Проверка IMEI осуществляется на этапе приемки заказа: при указании некорректного кода или его отсутствии товар не допускается к продаже, сообщили в компании. Кроме указанных требований, маркетплейс использует комплекс мер для выявления и предотвращения нарушений со стороны недобросовестных продавцов, добавили в компании.
«Серые» каналы импорта в какой-то мере помогли насытить рынок техникой, прежде всего тех брендов, которые официально покинули РФ, что позволило избежать дефицита и резких скачков цен, отметил сотрудник одной из компаний e-commerce. Поэтому к таким схемам сложилось относительно лояльное отношение, и в итоге доля «серых» iPhone на рынке составила не менее 50%. По его словам, не исключено, что уже в следующем году цепочки поставок начнут упорядочивать.