07.07.08

Юбилей таможни

На этой неделе многосторонний автомобильный пункт пропуска “Торфяновка” отметил 50-летие начала транспортного движения на направлении Торфяновка-Ваалимаа. 5 июля далёкого уже 1958 года первые автомобили пересекли российско-финскую границу на этом участке.

И вряд ли выборгские таможенники, принимавшие “пионеров” советско-финляндского внешнеторгового партнёрства, полагали, что через полвека пункт пропуска будет назван “важнейшей транспортной артерией Северо-Запада России”. Такого мнения, в частности, придерживается начальник Северо-Западного таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы Михаил Прокофьев.

А вот его коллега, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Сергей Шохин, не исключает, что столь важное значение МАПП “Торфяновка” имеет не просто для Северо-Запада Российской Федерации, а и для всей страны.

Своими мыслями очень важные таможенные персоны делились публично, на торжественной церемонии празднования 50-летия начала движения. Г-н Шохин в своём выступлении, кроме того, заметил, что, хоть изречение “Не дай Бог жить в эпоху перемен” имеет глубокий смысл, но, пожалуй, это не относится к таможне, в данном случае к “Торфяновке”. Кардинальные реформы в области таможенного дела, проводимые сейчас, призваны, в конечном итоге, помочь решить проблемы, без которых пока не обходится, и прежде всего, сократить очереди на границе.

Объём внешнеторгового оборота между Россией и Финляндией растёт с каждым годом, что можно только приветствовать. Увы, этот положительный фактор обнажил актуальные вопросы, которые следует решать незамедлительно: улучшение инфраструктуры, дальнейшее развитие информационных технологий, обустройство таможенных переходов по обе стороны границы. И многое уже сделано: работают инспекционно-досмотровые комплексы, используется современное весовое оборудование, активно применяется система “зелёного коридора”, всё популярнее становится предварительное информирование таможенных служб о провозимых грузах, успешно вводятся в действие новые транзитные процедуры, изменяется логистика.

А в праздничный день было бы странно не вспомнить о добрососедских отношениях между Россией и Финляндией, о сотрудничестве наших и финских таможенников и пограничников. Об этом говорили выступавшие: начальник регионального Пограничного управления ФСБ России по Северо-Западному погранокругу Николай Козик, зам. генерального директора Главного таможенного управления Финляндии Рейё Виртанен, зам. начальника Пограничной охраны Финляндии Яакко Кауканен.

Михаил Прокофьев: “На МАПП работает слаженный коллектив, от которого мы много требуем”После речей произошло событие, которое, надо полагать, здорово растрогало ветеранов Выборгской таможни, приглашённых на торжество, – российские и финские высокопоставленные особы разрезали ленточку, тем самым символически открыв переход второй раз за последние пятьдесят лет. Пересекавшие в это время границу, наверное, даже не догадывались, что рядом с ними “открывают” движение.

Затем присутствующие с интересом осмотрели выставку вещей, в разное время конфискованных на “Торфяновке”. Здесь были раритеты – книги, выпущенные в 19-м веке, редкая дореволюционная денежная купюра, старинный фотоаппарат. Таможенники также продемонстрировали и предметы, служившие контрабандистам тайниками: здесь были куртка с потайными карманами, туфли с полым каблуком, чемоданы с двойным дном и пр.

Несмотря на праздничное настроение, в разговоре с прессой начальник СЗТУ Михаил Прокофьев предпочёл не обсуждать успехи, которых, несомненно, хватает, а поговорить о проблемах. Ведь те же очереди на границе не делают чести России. Здесь, по словам Михаила Юрьевича, есть ряд перспективных наработок. Будет укрепляться инфраструктура, упрощаться таможенные процедуры, что позволит существенно сократить время пропуска большегрузов. С 1 января 2009 года начинается реализация пилотного проекта со странами Евросоюза, прежде всего, с Финляндией, по организации предварительного информирования. По каналам электронной связи будут передаваться данные о прибывающих автомобилях, что позволит вдвое сократить время их оформления.

Продолжается воплощение в жизнь планов о сокращении контрольных ведомств, работающих на пунктах пропуска. В конечном итоге на МАПП останутся лишь таможенники и пограничники, начнёт действовать система “одного окна”. Эти задумки одобрены на федеральном уровне, но пока дело идёт туговато. Тем не менее, с 1 июля 2008 года эксперимент уже стартовал на российско-латвийской границе. Результаты опыта будут изучены российским правительством, после чего нормативная база подвергнется некоторым изменениям, что позволит ускорить процесс таможенного оформления грузов.

Генерал-лейтенант таможенной службы Прокофьев не скрывает, что Выборгская таможня – очень сложный участок с напряжённым графиком работы. “Мы понимаем, что пункт пропуска – лицо Российской Федерации. МАПП “Торфяновка”, наверное, нельзя назвать образцово-показательным. Но многие передовые технологии, теперь действующие в России, были опробованы именно здесь. Темпы пропуска большегрузных автомобилей и пассажиров на “Торфяновке” - одни из самых высоких по стране. Это объясняется наработанным опытом личного состава таможенников и пограничников. Так что на “Торфяновке” работает подготовленный, высокопрофессиональный коллектив, от которого мы будем требовать работать ещё лучше, при этом обеспечивая сотрудникам достойные условия”.

Выборгские Ведомости; 07.07.08