30.07.08

За лес расплатятся дальнобойщики

Финляндия так и не смирилась с повышением Россией пошлин на экспорт необработанного леса. До недавних пор "лесной" вопрос оставался основным на переговорах с Евросоюзом по допущению России в ВТО. Хельсинки без устали "капал на мозги" Брюсселю, чтобы тот продолжал отстаивать перед Москвой интересы 16 тысяч работников финской деревообрабатывающей промышленности, которым грозит сокращение, если российский лес еще подорожает из-за пошлин. Напомним, Россия планомерно повышает пошлины на вывоз необработанного леса с 2007 г., и в итоге к 2011 г. они должны вырасти до 80% таможенной стоимости, или ?50 за кубометр. То есть пошлины, по сути, станут заградительными - препятствующими экспорту леса. Это нужно для того, чтобы его наладились перерабатывать на нашей территории.

Финляндии такой сценарий понравиться не может: ведь она является одним из крупнейших импортеров российского леса-кругляка. Когда-то давно финны тоже его экспортировали, но постепенно так развили свою деревообрабатывающую промышленность, что превратились в импортера леса. У РФ они закупают порядка 20% необходимой им древесины. И вдруг - такая незадача! К решению проблемы российских пошлин финны активно привлекают Европейскую комиссию. В последний раз они пытались это сделать как раз накануне июньского саммита Россия - ЕС. Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен направил письмо президенту Еврокомиссии Жозе Баррозу, в котором выразил надежду, что вопрос о пошлинах на древесину "будет детально обсуждаться на саммите".

Не получилось. Вместо этого Дмитрий Медведев в очередной раз "детально" изложил своей финской коллеге Тарье Халонен причины повышения Россией экспортных пошлин. Не то чтобы Евросоюз оставил без внимания финскую проблему – просто европейцы решили не портить очередной саммит с Россией. А уже после него, в начале июля, еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен в эфире финского телевидения заявил: "Россия сможет вступить в ВТО, только когда уладит конфликт с ЕС по поводу пошлин". По его словам, "ясно, что пошлины на экспорт древесины, введенные Россией, противоречат условиям договора ЕС - Россия. Пока не будет найдено удовлетворяющее решение, Россия не сможет стать членом ВТО". Но это было уже, скорее, заявление для местной аудитории. В целом похоже, что Брюссель удовлетворен обещанием России привести все свои пошлины в соответствие с нормами ВТО после вступления в эту организацию.

Не удовлетворена Финляндия. Не добившись решения проблемы, она ищет способы как-то компенсировать для себя урон от пошлин. Разрабатываются меры непосредственной финансовой компенсации пострадавшим предприятиям. Но, во-первых, для этого нужны немалые средства, а во-вторых, Брюссель будет против: как-никак, несанкционированная поддержка местного производителя, нарушение конкурентной среды... Так что это вряд ли пройдет. В июне появилась другая идея: финский министр внешней торговли и развития Пааво Вяйрюнен предложил взимать транзитные пошлины с российских фур, курсирующих через территорию Финляндии. Полученные таким образом средства должны пойти на компенсацию деревообработчикам убытков от российских пошлин на лес. Сумма платежа могла бы составлять от ?20 до ?40 с автомашины и около ?150 с контейнера.

Эту идею в Финляндии тоже восприняли без особого энтузиазма. Во-первых, введение подобных пошлин противоречило бы нормам ВТО; во-вторых, оно означало бы начало торговой войны с Россией - и тогда следующего "удара" следовало бы ожидать от Москвы. И в-третьих, компенсация убытков одному сектору экономики была бы сопряжена с убытками для другого - дорожной инфраструктуры и логистики юго-восточной части страны, где тысячи людей живут за счет обслуживании нужд российского автотранзита. Введение Финляндией пошлин неизбежно снизит поток автоперевозчиков, которые переориентируются на другие маршруты, и бизнес по обслуживанию транзита придет в упадок. В общем, идею Вяйрюнена можно было бы рассматривать как ответную и не очень убедительную угрозу: все равно такие меры тоже не могут приниматься без ведома Еврокомиссии, а она, скорее всего, не поддержит идеи, противоречащей ВТО.

Однако в июле из финской столицы стали поступать довольно противоречивые известия. Две недели назад стало известно, что Хельсинки готов отказаться от настойчивых попыток заблокировать через Брюссель вступление России в ВТО. Это может означать, что Финляндия смирилась с российскими пошлинами. Однако на прошлой неделе министр Вяйрюнен повторил свою идею насчет транзитных пошлин, заявив, что они будут введены, даже если спор об экспортной пошлине на древесину разрешится к всеобщему удовольствию.

Пока сложно сказать, что действительно решили предпринять финские власти. Возможно, в Хельсинки сейчас идет борьба вокруг всех этих пошлин. А может быть, Евросоюз "убедил" Финляндию перестать портить его отношения с Россией из-за леса, но в качестве компенсации позволил "отыграться" на российских дальнобойщиках.

Утро.ru; 30.07.08