14.02.11

За товар ответят

В конце прошлой недели Санкт-Петербургская транспортная прокуратура направила в суд иск о взыскании с двух сотрудников таможни в пользу государства более 100 тыс. рублей. На такую сумму в прошлом году обеднела государственная казна в результате незаконных решений, вынесенных работниками Балтийской таможни при оформлении навигационного оборудования, ввезенного в Россию Мурманским морским пароходством. Теперь надзирающий орган требует, в порядке регресса, взыскать эти деньги с конкретных таможенников. По мнению обеих сторон, как представителей прокуратуры, так и сотрудников таможни, иск можно назвать беспрецедентным: ранее никто не пытался таким образом наказать виновных и компенсировать финансовые потери государства.

Как рассказали "Ъ" в Северо-Западной транспортной прокуратуре (СЗТП), еще в январе 2008 года "на таможенную территорию Российской Федерации для завершения таможенной процедуры временного вывоза транспортных средств прибыло принадлежащее ОАО "Мурманское морское пароходство" судно "Петр Великий". В генеральной декларации пароходством заявлено о ввозе на борту судна оборудования, приобретенного за пределами Российской Федерации и предназначенного для установки на судне в период ремонта".

На ремонт "Петр Великий" должен был встать сразу же по приходу в Петербург, а завершить работы на нем планировали до 8 февраля 2008 года. Но осуществлению этих планов неожиданно попытались помешать таможенные органы, потребовавшие поместить судовое оборудование "под таможенный режим в качестве товара". Пароходство оформлять необходимую для эксплуатации корабля технику как "товар" и соответственно платить по совершенно другим расценкам не захотело и обжаловало действия Балтийской таможни в Арбитражном суде Петербурга. Суд установил, что при оформлении спорного оборудования таможенное законодательство было полностью соблюдено, и решением от 1 августа 2008 года признал незаконными "действия Балтийской таможни по применению таможенного обеспечения, запрету установки судового оборудования до завершения таможенного оформления товаров по грузовой таможенной декларации с уплатой таможенных платежей, налогов и фактическому понуждению ОАО "Мурманское морское пароходство" к помещению судового оборудования под таможенный режим в качестве товара". Таможенники попытались обжаловать этот вердикт в судах высшей инстанции, но успеха не добились — решение было оставлено без изменения.

Одержав убедительную победу в судебных баталиях, пароходство пошло дальше и обратилось в арбитражный суд Петербурга с заявлением о взыскании с ФТС (Федеральной таможенной службы) и Балтийской таможни причиненного ему ущерба. В июле 2009 года суд этот иск удовлетворил и в пользу ОАО "Мурманское морское пароходство" за счет казны РФ с ФТС было взыскано 113 тыс. рублей.

По данным СЗТП, в 2010 году, после безуспешных попыток таможни обжаловать это решение арбитражного суда, "судебный акт был исполнен ответчиком за счет казны, что подтверждается соответствующими платежными поручениями".

И вот здесь дело приняло совершенно неожиданный оборот. В таможенную историю активно включилась прокуратура посчитавшая, что за понесенные государством убытки должны ответить вполне конкретные таможенники. Как заявили "Ъ" в СЗТП, "Российская Федерация, возместившая вред, причиненный незаконными действиями органа исполнительной власти, приобрела право обратного требования к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий, а также в принятии незаконных решений".

Как выяснили сотрудники прокуратуры, должностным лицом, ответственным за незаконные действия, является государственный таможенный инспектор Балтийской таможни Максим Поповский. А действовал господин Поповский, как следует из заключения проведенной Балтийской таможней служебной проверки, по указанию начальника отдела таможенного досмотра Андрея Матвеева.

9 февраля этого года санкт-петербургским транспортным прокурором во Фрунзенский районный суд Петербурга было направлено исковое заявление о взыскании денежной суммы в порядке регресса в защиту интересов Российской Федерации с таможенников Максима Поповского и Андрея Матвеева.

В Северо-Западном таможенном управлении действия прокуратуры прокомментировали крайне осторожно. Как заявили "Ъ" в пресс-службе таможенного ведомства, "на первый взгляд, иск выглядит вполне обоснованным, но все же необходимо дождаться решения суда, который разберется во всех обстоятельствах дела и наверняка вынесет справедливое решение". Кроме того, как в частном порядке заявили "Ъ" высокопоставленные представители таможни, подобных исков к конкретным сотрудникам их службы раньше никто не предъявлял и пока трудно даже предположить, какое решение может принять суд и как эта история может сказаться на работе таможенников в дальнейшем.

По данным "Ъ", дата рассмотрения иска судом пока не назначена.

Коммерсант 14.02.11