16.09.08

Забыли о транспортниках

Цель новой концепции Федеральной таможенной службы – совершенствование таможенного администрирования в целях понижения транспортной нагрузки на крупные города РФ. В основном имеются в виду Москва и Санкт-Петербург. Но авторы концепции не учли технологических особенностей транспортников.

В этом проекте много несообразностей. В первую очередь непонятно, что авторы концепции подразумевают под «приграничным субъектом». В документе это понятие расшифровывается как государственно-правовые образования РФ, где действуют пункты пропуска на сухопутной и морской границе. Но это может быть и деревня, которая имеет пункт пропуска, и город, и область. Некоторые считают, что это будет в 100 км от границы, а кто-то говорит, что не дальше 200 км от границы. В целом хорошо, что крупные города столичного типа будут избавлены от большого грузопотока. Транспортникам будет невыгодно менять маршрут своего следования.

Авторы концепции предлагают уже до 2020 года завершить перевод таможенного оформления на приграничные территории для всех субъектов РФ за счёт развития и совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры. То есть предлагается развить транспортно-логистическую инфраструктуру, но это уже частный бизнес. Вряд ли государство будет строить терминалы.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что до сих пор не видно результатов реализации предыдущих концепций.

Но положительный момент в новой концепции всё-таки есть. Одним из пунктов реализации проекта концепции выступает введение процедуры предварительного декларирования – это даст возможность совсем забыть, где будет проходить таможенное оформление. Оформление в этом случае будет проходить в компьютере в единой глобальной таможенной сети, что «убьёт» коррупцию и позволит реально сократить время на таможенные процедуры.

Таким образом, уйдут и ненужные посредники, которые сейчас существуют.

В ФТС ожидают, что перевод таможенных процедур в приграничные субъекты позволит оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств. Применительно к автомобильному и морскому транспорту это должно произойти к 2014 году, а к железнодорожному – к 2020 году. Не думаю, что ФТС удастся реализовать эту концепцию в установленные сроки.

«Гудок», 16.09.2008