14.04.06

Задачи будут решены

Первого февраля 2006 года начало действовать новое подразделение - Региональное таможенное управление организации силового обеспечения (РТУ ОСО), образованное согласно приказа ФТС России 1041 от 11.11.2005 года. В него вошли теперь уже бывшие Управление организации силового обеспечения ФТС России и Региональное таможенное управление специальных операций. О перспективах новой силовой структуры рассказывает ее начальник, генерал-майор таможенной службы Евгений ЖАРКОВ.

- Почему возникла необходимость в этой новации?

- Преобразование было вызвано определенными объективными и субъективными причинами, сопряженными с оперативным и качественным решением задач силового блока ФТС России. Требовалось, так сказать, сосредоточить все силы и средства в одном кулаке. Отсюда, следственно, выше отдача, эффективнее использование потенциальных возможностей, сокращение бюрократических проволочек, гибкость и автономность управления, ряд других несомненных преимуществ.

Немаловажным станет и то, что бухгалтерия сможет отслеживать и направлять целевые денежные потоки для подразделений силового обеспечения, компетентно регулировать взаимодействие финансовых структур центрального аппарата, РТУ и таможен. А значит, быстрее решать финансовые вопросы авиации и морских подразделений ФТС России, контролировать своевременное и по назначению поступление денежных средств для подразделений силового блока региональных таможенных управлений.

Конечно, в одночасье, по взмаху волшебной палочки реорганизация произойти не может. Да, будет еще какой-то период на притирку, чтобы все подразделения привыкли с пониманием относиться к задачам, которые перед ними ставятся. Но на качество выполняемой работы эти нюансы никак не повлияют. Команда на сегодняшний день сформирована, все функциональные и штабные отделы трудятся с полной отдачей, в соответствии с требованиями, которые предъявляет руководство Федеральной таможенной службы.

- Каковы функции и задачи нового Управления?

- Они расширились, приняли более конкретную форму, подход к решению поставленных задач стал творческим. Тот состав, который сейчас сформирован в Управлении, в первую очередь - это руководящие звено, профессионально грамотные офицеры. Все имеют опыт службы в других министерствах и ведомствах. Это сочетание соединило знания, умения и ту силовую составляющую, которая уже на сегодняшний день дает результаты и показывает, что решение о слиянии было принято правильно.

Для того, чтобы принять новый, нестандартный и динамичный подход к нашей деятельности, Управлением формируется новая программа развития службы силового обеспечения на период до 2010 года. Она предусматривает конкретные мероприятия по определению действий на будущее в свете положений Концепции развития таможенных органов Российской Федерации.

Основные положения программы включают в себя вопросы совершенствования силовых подразделений ФТС России, повышения их эффективности, внедрения новых технологий, разработки новых программ, обновления мобильных средств, внедрения автоматизированных систем управления. В нее входят увеличение вертолетного парка, оснащение современными морскими и речными судами с совершенствованием их тактико-технических характеристик, развитие материально-технической ремонтной базы, закупка новых образцов оружия, дальнейшее развитие технических средств охраны, совершенствование таможенной инфраструктуры в целом.

Эти основные позиции силового блока подчеркивают принципиальный, конструктивный подход, проявляющийся в служебной деятельности подразделений СОБР, таможенной охраны, авиации и флота ФТС России к реализации положений Концепции.

- Люди справятся?

- Мы заранее готовим специалистов к выполнению задач в экстремальных условиях. Ведь моменты, связанные с физической защитой сотрудников таможенных органов, возникают постоянно. Как правило, это угрозы физической расправы за несговорчивость .

- Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь конкретный случай.

- В свое время сотрудники наших подразделений обеспечивали защиту назначенному на Балтийскую таможню генерал-майору Юрию Рыбкину. Ему и членам его семьи неоднократно угрожали. В течение года наши сотрудники охраняли Юрия Васильевича и его родных. Я считаю, что это показательный пример, хотя многие могут думать иначе. Мы ведь готовим своих людей так, чтобы они могли в любых условиях вы полнить все поставленные задачи.

- Как готовятся кадры?

- На сегодняшний день личный состав службы силового обеспечения насчитывает порядка восьми тысяч сотрудников. Регламентирует их деятельность положение о наших подразделениях. В нем четко расписаны все функции и задачи. Но прежде чем с людей спрашивать, надо их обучить. Поэтому существует специальная программа подготовки сотрудников, утвержденная приказом ФТС России. Практически каждый год она пополняется новыми нормативными документами и другими положениями, потому что оперативная обстановка и требования меняются. В программе расписано, как обеспечить заслон контрабанде во всех ее проявлениях, обеспечить антитеррористическую защищенность объектов таможенной инфраструктуры, как должны вести себя сотрудники в той или иной ситуации при физической защите и охране сотрудников таможенных органов, когда и как они могут применять оружие, какими документами это регламентируется. Мы учим своих специалистов не только стрелять и быстро бегать. Важно чтобы каждый из них был юридически грамотен, всегда мог обосновать свои действия с правовой стороны.

- Неужели каждый из них может управлять самолетом, вертолетом, кораблем, не говоря уж об автомашине, и знает различные единоборства? Не сотрудники, а Шварценеггеры какието!

- Это преувеличение. Есть разные подразделения - СОБР несет службу в наземном варианте, есть авиационные подразделения - там действительно служат летчики-профессионалы. В основном у нас работают специалисты, которые уже прошли военную службу. На сегодняшний день у нас 12 вертолетов, все экипажи - это профессионалы, имеющие богатый опыт, у многих за плечами Афганистан, Чечня и других горячие точки . Поэтому летчики у нас все боевые, надежные, всегда готовы выполнить поставленные задачи. Я бы даже сказал, что они творчески подходят к своим заданиям.

Творчески - это как?

- У нас есть в Северо-Западном таможенном управлении летчик высокой квалификации полковник Бахолдин. Именно ему в свое время доверили поднять и установить на шпиле Петропавловской крепости символ с крестом (хотя в Ленинградской области множество летных подразделений). Это требует высокой подготовки.

Вообще в моем понятии творческий подход - не тот, что у деятелей искусства. Взять, скажем, границу с Казахстаном. Люди выезжают на неделю в степь, там снежные заносы в три метра, а специалисты несут службу, не жалуясь ни на что, с полной отдачей. Это я знаю не понаслышке. Вот это творческий подход! А летчики и моряки разве не творчески подходят к своей работе, когда, не имея достаточно профессиональной ремонтной базы, дорожат своей техникой, холят и лелеют ее? Потому что знают, что кроме них с этим никто не справится.

- Такая самоотдача компенсируется материально? - Компенсируется прежде всего результатом своей деятельности. Чувством удовлетворенности от выполненной работы. А в материальном плане компенсация как раз невысокая. Здесь стимул немножко другой - чувство ответственности, выполнение долга перед страной. Иностранцы в первую очередь обращают внимание на пограничников, таможенников. Как он одет, как он относится к своей работе, как он себя ведет. Театр начинается с вешалки, а страна с границы.

- Но ведь Ваши люди часто жизнью рискуют!

- Да, рискуют, нередко приходится применять оружие и физическую силу, вот поэтому для них главное - выполнение своего долга. А Федеральная таможенная служба старается по возможности поощрять и материально, и морально. У нас есть и государственные награды, и ведомственные.

- Для нормальной службы, наверное, должна быть самая передовая техника. Как часто она обновляется?

- Средний износ нашей боевой техники - авиационной и морской - на сегодняшний день составляет примерно 50 процентов. Подготовлена программа развития авиации и флота до 2008 года, которая включает в себя приобретение новых транспортных средств и оборудования. Программа защищена в Министерстве финансов, определены конкретные суммы. Теперь ждем ее утверждения в Правительстве РФ. А пока что у нас есть проблемы. Например, не на чем выйти в ледовое время в открытое море, в отличие от контрабандистов. В 2007 году будет приобретено судно ледового класса, которое будет патрулировать акваторию Дальнего Востока.

- Как осуществляется деятельность в регионах?

- Система взаимодействия подразделений таможенных органов очень четко отработана. Если возникает необходимость привлечения наших сотрудников, личный состав силового блока всегда готов. Мы несем службу в круглосуточном режиме, поэтому в любой момент готовы вылететь в самую дальнюю точку страны, где в наших сотрудниках возникла необходимость.

- Какие проблемы сейчас наиболее актуальны, помимо технического обеспечения?

- Граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном не демаркирована. Подчас она просто непонятно где проходит. Взять, например, уральский участок на рубеже с Казахстаном. Это порядка двух с лишним тысяч километров открытой границы, и тех сил, которые у нас там задействованы, явно недостаточно. Это создает определенные проблемы, но в этих местах наши подразделения выполняют задания совместно с пограничниками. Уже составлены подробные карты участков, определены главные дороги контрабандистов, там проводятся засады, рейды по выявлению нелегальных путей. Такой необустроенной границы в России на сегодняшний день около 23 тысяч километров.

- Евгений Владимирович, а Вы сами участвовали в оперативных задержаниях?

- Участвовал. Например, в запланированном мероприятии на базе Оренбургской таможни в составе оперативно-следственной группы. С вертолета мы зафиксировали сброс контрабандного груза с поезда Алма-Ата-Москва. Контрабандисты были задержаны, груз оформлен и доставлен на таможню для дальнейших следственных действий. Операция проходила совместно с пограничниками.

- Как давно Вы работаете в таможне?

- С двухтысячного года. Пришел из Федеральной службы безопасности на должность начальника регионально-таможенного управления специальных операций. А так как в ФСБ я трудился в специальных подразделениях, то работа СОБРов и таможенной охраны мне были знакомы. Вообще о себе трудно рассказывать... По образованию я юрист, окончил академию Федеральной службы безопасности, служил в контрразведке, в спецподразделении антитеррора. Но когда-то надо подводить черту, если уже считаешь, что физически отстаешь от молодых сотрудников, которые могут лучше поставить и выполнить те или иные задачи. Поэтому я принял решение уволиться из ФСБ, где служил 29 лет. Однако, как видите, судьба вновь свела меня с государевой службой .

- Спорт, наверное, уважаете?

- В начале моей профессиональной деятельности очень серьезно занимался греблей. Но спорт я решил все же оставить, надо было получать более серьезную профессию.

- Как Вам работается в новой должности?

- Я человек военный, понимаю всю ответственность, напряженность, которая на сегодняшний день имеется. И раз я дал согласие возглавить это подразделение, значит, уверен в своих силах. Мне знакомо это направление деятельности, знаю, как решить поставленные задачи. Справляться с ними мне помогает многотысячный коллектив.

Беседовала Марина МОРДОВИНА
Журнал Таможня март 2006г.