27.10.05

Закон прямого действия

Современная внешнеэкономическая деятельность в условиях интеграции России и, в частности, Мурманской области в мировую экономику требует и от предпринимателей, и от должностных лиц государственных органов быстрых и грамотных решений, что невозможно без всестороннего знания нормативной правовой базы. Как утверждают сотрудники Мурманской таможни, правовая грамотность участников внешнеэкономической деятельности, в том числе занимающихся добычей и переработкой морских биоресурсов, в последнее время значительно возросла. Со своей стороны Мурманская таможня постоянно проводит работу по информированию и консультированию заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела, тем более, что новый Таможенный кодекс вменяет им это в обязанность. О том, какие возможности открылись перед участниками ВЭД, в частности рыбопромышленниками, рассказывает и. о. начальника таможенного поста Мурманский (морской порт) Юрий АНТИПЕНКО.

- Юрий Михайлович, нередко таможню обвиняют в тем, те российские суда не хотят возвращаться в мурманский пари из-за непомерных таможенных пошлин и сборов. Не, насколько мне известно, не вcя рыбопродукция облагается пошлинами. Зге действительно так? Разъясните, пожалуйста, каковы сегодня основные положения законодательства относительно ввоза в РФ рыбопродукции.

- Обвинения в адрес таможни по поводу высоких пошлин не совсем правомерны. Таможенные органы, в соответствии с действующим законодательством, лишь исполняют законы, принимаемые правительством РФ. А установление размеров импортных пошлин, равно как и их отмена, есть исключительная прерогатива правительства. Что касается пошлин на рыбопродукцию, то необходимо отметить, что специфика нашего региона такова, что основная доля ввозимых биоресурсов приходится на продукцию российского происхождения. Уже более десяти лет в своей работе мы руководствуемся Федеральным законом О таможенном тарифе и Налоговым кодексом РФ, согласно которым продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в водах Мирового океана и ввозимая на таможенную территорию РФ для постоянного оставления на этой территории, не подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами. В данном случае подлежат уплате лишь сборы за таможенное оформление данных товаров. Не так давно вступили в силу дополнения в Таможенный кодекс, устанавливающие новые фиксированные ставки таможенных сборов. Данные статистики показывают, что за первое полугодие текущего года должностными лицами нашего поста, в таможенном отношении было оформлено около 100 тысяч тонн рыбопродукции, общей стоимостью 2 миллиарда рублей. Общая сумма уплаченных таможенных платежей составила менее 3 процентов от этой суммы. Для того, чтобы доказать право на льготу по уплате платежей, декларанту нужно предоставить документы, подтверждающие российское происхождение ввозимого товара, то есть то, что заявленная рыбопродукция была добыта либо произведена именно российским судном. Все эти документы есть на каждом судне.

- Больше года назад вощил в силу новый таможенный кодексе, его называют законом прямого действия. Изменил ли он процедуру таможенного оформления ввозимой в Россию рыбопродукции? Воли да, то, что именно изменилось?

- Каких-либо серьезных изменений в процедуре оформления именно рыбопродукции с вступлением в силу нового кодекса не произошло. Изменились общие положения, касающиеся импорта вообще. Так, в новом ТК более четко определены обязанности декларантов по предоставлению документов, подтверждающих страну происхождения товара, его таможенную стоимость, установлена возможность первоочередного порядка таможенного оформления отдельных категорий товаров, в частности, товаров, подвергающихся быстрой порче. Кроме того, новым кодексом и нормативными документами, вышедшими в его развитие, установлены жесткие временные рамки таможенного оформления, определены случаи и принципы проведения таможенного контроля.

- Новый таможенный кодекс предусматривает большое количество вариаций декларирования, которые могут быть удобны для участников внешней торговли. Например, возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Попользуют ли это на практика участники ВЭД в зона деятельности Мурманской таможни? Насколько актуально и применимо для нашего региона предварительное декларирование, неполная декларация?

- Введение различных форм декларирования имеет своей целью сокращение сроков таможенного оформления товаров, возможность выбора таможенными органами еще до поступления товара трех форм таможенного контроля, которые необходимы и достаточны в каждом конкретном случае. В отношении такого товара, как рыбопродукция приобретает особую актуальность процедура предварительного декларирования, и участники ВЭД с самого начала оценили подобные возможности. На сегодняшний день доля предварительных таможенных деклараций составляет почти 10 процентов от общего количества ГТД, и эта цифра постоянно растет.

- Ив первый пи на Дальнем Востоке таможенники применяют передовые технологии, а именно электронное декларирование рыбопродукции. Говорят, успешно. На ваш взгляд, введение такой формы оформления рыбопродукции в нашем регионе может сделать мурманский берег вновь привлекательным для рыбаков?

- Применение электронного декларирования, как, впрочем, и все остальные реформы в области таможенного дела, направлены на всемерное содействие внешнеэкономической деятельности путем максимального сокращения временных и иных затрат на таможенное оформление без ущерба экономическим интересам России. Сейчас в Мурманской таможне идет интенсивная работа по переходу на электронное декларирование, а как именно это повлияет на объем ввозимой рыбопродукции, покажет практика.

- Что предпринимает Мурманская таможня для ускорения таможенных процедур и снижения издержек участников ВЭД в рамках положений нового Таможенного кодекса?

- Таможенным кодексом установлены очень жесткие ограничения по времени таможенного оформления товаров. Проверка всех сведений, необходимых для таможенных целей должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня принятия декларации. Но это крайний срок. Иными правовыми нормативными актами ГТК и ФТС России определены еще более короткие сроки. Так, приказ ГТК РФ 1356 говорит о том, что проведение документального контроля при отсутствии признаков нарушения таможенного законодательства должно осуществляться в срок не более полутора часов при декларировании от 1 до 10 наименований товаров. Также кодексом определены категории товаров, подвергающихся быстрой порче, к каковым и относится продукция морского промысла, к которым применяется первоочередной порядок таможенного оформления. Поэтому, при условии соблюдения участником ВЭД всех требований таможенного законодательства, предоставления необходимых документов и сведений, таможенное оформление ввезенной рыбопродукции должно быть завершено в срок не позднее одних суток. Значительно сократить временные затраты на оформление позволяет предварительное декларирование, благодаря которому основные формальности завершаются к моменту ввоза товара на территорию РФ. Со своей стороны Мурманская таможня, наиболее эффективно используя свои ресурсы, делает все возможное, чтобы максимально сократить временные и иные издержки при оформлении продукции морского промысла.

- Применяется ли сейчас или будет применяться система предоставления режима наибольшего благоприятствования к законопослушным рыбодобывающим компаниям?

- Таможенным кодексом действительно предусмотрена возможность установления для определенных категорий лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Разрешение на применение таких льгот предоставляется тем, кто занимается внешнеэкономической деятельностью не менее трех лет, ведет систему учета, позволяющую таможенным органам в любое время осуществлять контроль деятельности данной организации, а также не имеет неисполненных постановлений по делам административных правонарушений. Система специальных упрощенных процедур предусматривает подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах.

- Юрий Михайлович, а как выглядит статистика правонарушений рыбодобывающими предприятиями? Какие правонарушения наиболее типичны?

- Могу привести некоторые цифры. В первом полугодии текущего года Мурманской таможней возбуждено 5 дел об административных правонарушениях и 2 уголовных дела. Административно наказуемые правонарушения и есть наиболее типичный вид правонарушений среди рыбаков в нашем регионе. Это касается преимущественно недекларирования перемещаемой через границу рыбопродукции. Уголовно наказуемые правонарушения квалифицируются как незаконное перемещение (как экспорт, так и импорт) через границу помимо таможенного контроля рыбопродукции в крупных размерах. Такого рода преступления проходят по статье 188 УК РФ. В результате выявления 5 административных правонарушений таможней было обнаружено порядка 14,5 тонн незадекларированной рыбопродукции на общую сумму 321,6 тысячи рублей. Из них более 4 тонн арестовано.

По уголовным делам ситуация следующая. Первое дело возбуждено в феврале этого года по факту незаконного экспорта 25 тонн конечностей краба на сумму более 14,5 миллионов рублей. Таким образом, мурманскими таможенниками был перекрыт канал незаконного экспорта продукции из краба. Второе уголовное дело было возбуждено в начале апреля 2005 года по факту незаконного импорта порядка 40 тонн рыбопродукции, на сумму более полумиллиона рублей. В этом случае рыбопродукцию тоже пытались ввезти в Россию также помимо таможенного контроля.

- На первый взгляд может показаться, что картина в регионе довольно благопристойная, рыбодобытчики в основном законопослушны.

- К сожалению, это не так. На самом деле фактов перемещения незадекларированной рыбопродукции довольно много, практически на каждом судне можно обнаружить 100-200 килограмм таковой. Но сегодня для таможни такой факт не является поводом для претензии. Вступивший с 1 января 2004 года Таможенный кодекс предписывает таможенникам всемерно содействовать развитию внешней торговли, не строить препоны участникам внешнеэкономической деятельности путем повальных досмотров перемещаемых через границу грузов. А рыбная отрасль еще имеет и специфику: приходит в порт судно, на борту 40-50 тонн рыбы. 100-процентный контроль выгрузки такого судна займет много времени и кадровых затрат. Поэтому сегодня таможня работает точечно, осуществляя контроль выгрузки (а это крайняя мера) только при наличии серьезной информации о крупном нарушении. А как показывает опыт, если мы располагаем такой информацией, то она по итогам проверки подтверждается.

- Решает ли новый таможенный кодекс застарелые болезни рыбаков - определение страны происхождения рыбопродукции, заходы в российский порт зафрахтованных судов, ввез запасных частей, деталей для судоремонта в связи с ремонтами за границей и прочее? - С вступлением в силу нового кодекса мы действительно получили ответы на многие интересовавшие нас вопросы. Как я уже говорил, в новом таможенном кодексе четко указан порядок и сроки таможенного оформления, установлены основные документы и сведения, необходимые для таможенных целей, определены основные обязанности декларантов и должностных лиц таможни. Новая редакция кодекса ориентирована на международные требования, предъявляемые к процессу таможенного оформления. Однако некоторые понятия так и остались неопределенными, в том числе применение мер нетарифного регулирования к запасным частям и судовым припасам. В этом направлении таможенными органами РФ ведется планомерная работа по упорядочению нормативно-правовой базы, и Мурманская таможня принимает в ней самое активное участие.

Журнал "Таможня" 27.10.05