20.10.05

Закон таможенной стоимости

У таможенников изъяли

Закон о таможенном тарифе поправили, изменения коснулись того, что считать таможенной стоимостью. Главная цель правки - снизить криминогенность прохождения импортных товаров через таможню. Вчера Дума приняла соответствующие изменения уже в третьем чтении.

На первый взгляд изменения мало существенны. Действительно, практически все первоначально перечисленные способы определения таможенной стоимости (их шесть) остались на своих местах.

На самом же деле есть качественная разница между теми возможностями, которые были предоставлены таможне законом в прежней и в нынешней редакции. Именно полномочия таможни - главная тема, потому что коллизии вокруг того, что считать таможенной стоимостью, возникают именно тогда, когда таможня не согласна с базой исчисления пошлин, сборов и НДС (а это и есть таможенная стоимость), предложенной импортером. Способы определения таможенной стоимости сводятся к поиску убедительной базы выявления реальной цены импорта, инструмент - сравнение с имеющимися так называемыми конкурентными материалами. Тем не менее про прошлую редакцию вполне можно было сказать, что таможенную стоимость в ней определяла таможня. Хотя бы потому, что в законе существовал так называемый резервный способ, который можно сравнить с последним доводом короля: его таможня могла использовать, когда все остальные аргументы в споре с импортером были исчерпаны. И вот как раз этот способ был прописан так, что, по сути, для определения спорной цены товара таможенникам было достаточно предъявить устраивающий их каталог цен на аналогичную продукцию или товары-субституты. Закон гласил: "Если таможенный орган аргументированно считает, что методы определения таможенной стоимости, предложенные деларантом, не убедительны, он предлагает имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию". Понятно, что такой резервный способ оставлял таможенникам свободу для того, чтобы небескорыстно пойти навстречу импортерам при "оптимизации" расчетов с государством.

Главное отличие новой редакции положений о таможенной стоимости в том, что любимый таможенниками резервный способ выглядит совершенно иначе: теперь это подробно расписанные варианты комбинаций всех предыдущих способов. И никаких ссылок на то, что считает таможенный орган по поводу документов, предъявленных импортером, равно как и на возможность их замены "ценовой информацией" таможенников, в законе теперь нет.

Есть еще одно отличие. В прежней редакции для подтверждения своей позиции при выборе способа определения таможенной стоимости таможенники могли использовать авторитет правительства, которое могло издать соответствующее распоряжение. Теперь этого положения тоже нет. Правительство может быть вовлечено в процесс определения таможенной стоимости, лишь если речь идет о выполнении международных обязательств, в случае утраты груза в результате аварии и при доказанных случаях контрабанды. Теперь таможня и импортер должны договариваться, если же не удастся и не помогает даже комбинированный резервный способ, то остается судебное разбирательство.

Если прогнозы авторов поправок оправдаются и коррупция на таможне несколько снизится, то это имеет и оборотную сторону - внутренние цены на большинство импортных товаров могут вырасти. Можно сказать определеннее: они наверняка вырастут, именно так рынок истолкует сигнал, полученный от законодателей.

Газета 20.10.05