22.08.22

Замглавы МИД РФ: Россия будет уходить от "токсичных" долларов и евро

Заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин в специальном интервью ТАСС рассказал о перспективах поставок газа в Европу по "Северному потоку", растущей токсичности доллара в международных расчетах и о том, какой урок Россия извлекла из заморозки своих золотовалютных резервов на Западе.

— Россия и ее партнеры все активнее переходят к расчетам в национальных валютах на фоне ненадежности доллара. Когда Россия перестанет ориентироваться на доллар? Возможно ли это в ближайшем будущем?

— Существующая модель мировой финансовой системы, созданная Вашингтоном, оказалась малопригодна к условиям многополярного мироустройства и, по сути, превратилась в инструмент для достижения политических целей одной группы стран. На фоне усиливающегося геополитического давления "коллективного Запада" единственным способом гарантировать стабильность торгово-экономических и инвестиционных связей между Россией и ее партнерами является уход от использования ставших "токсичными" валют, в первую очередь доллара США и евро, и переход на расчеты в приемлемых альтернативных, прежде всего, национальных валютах.

Вполне очевидно, что в текущих условиях Запад намерен и дальше злоупотреблять своим привилегированным положением. Отрадно отметить, что многие страны, наблюдающие за беспрецедентными и нелегитимными санкциями против России задумались о необходимости дедолларизации внешнеэкономической деятельности в интересах обеспечения собственного суверенитета. Как оказалось, задача вполне решаемая при наличии политической воли. С рядом государств на двусторонней основе успешно созданы механизмы для расчетов в национальных и альтернативных западным валютах — проработана возможность рублевой оплаты за отдельные категории российских экспортных товаров, в том числе энергетических и продовольственных — активизировался многосторонний диалог по этой проблематике в рамках БРИКС, ШОС и других международных площадок. Тем самым не только решаются задачи обеспечения внешнеторговых операций России, но и закладываются основы финансовой системы многополярного мира. В определенном смысле этот процесс уже необратимый.

— Обсуждается ли вопрос полного отказа от доллара в расчетах в рамках ЕАЭС? Какие существуют препятствия? К какому году это станет возможным?

— Вопрос повышения доли национальных валют во взаимных расчетах стоит в повестке дня ЕАЭС с начала его функционирования. За это время платежи в нацвалютах между странами Союза достигли порядка 75% от общего объема операций, а использование доллара сократилось до 21%.

События последних месяцев продемонстрировали, что американская валюта является крайне ненадежной. Мы стали свидетелями того, что одна страна может без колебаний ограничить использование доллара по всему миру. По сути, Вашингтон стремится монополизировать сферу международных расчетов. Все это подтолкнуло нас к активизации работы по созданию альтернативных и надежных механизмов. В этой связи в рамках ЕАЭС формируется необходимая финансовая инфраструктура для расширения практики использования участниками предпринимательской деятельности национальных валют. Теперь мы используем их не только во взаимной торговле, а с целым рядом третьих стран — также и во внешней, но и при распределении собранных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов.

Говорить о полном отказе от доллара в рамках объединения, конечно, преждевременно. В отличие от России, отдельные страны ЕАЭС, скорее всего, будут использовать его в случаях, где это уместно и безопасно. Вместе с тем мы видим, что в текущей геополитической ситуации наши партнеры по "пятерке" осознают риски зависимости от доллара и заинтересованы в продвижении своих валют.

— С начала специальной военной операции на Украине западные страны заморозили российские золотовалютные резервы на сумму около $300 млрд. Есть ли шансы на возвращение этих активов России? Какие меры предпринимаются для того, чтобы эта ситуация не повторилась?

— Насчет принадлежащих Российской Федерации активов, в настоящее время заблокированных на зарубежных счетах, неоднократно подчеркивали, что считаем их "заморозку" нелегитимной, нарушающей все принципы и нормы международного права и непредвзятого функционирования глобальной финансовой системы. Какое-либо использование средств российского государства и его граждан без разрешения законных владельцев трактуется нами как неправомерный и демонстративно недружественный шаг, дающий нам право на адекватные ответные действия. Разумеется, мы не смиримся с текущим положением дел и задействуем все доступные правовые механизмы для отмены соответствующих незаконных решений. Вместе с тем в рамках западной судебной системы, как уже не раз подтверждалось, "беспристрастность" работает только до момента начала оспаривания навязываемых властями политических решений. Поэтому не уверены, что можем рассчитывать на справедливость и неангажированность судебных органов недружественных стран при рассмотрении подобных вопросов.

Из этой ситуации Россия и другие страны извлекли важный урок: государства, стремящиеся проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не могут полагаться исключительно на западную финансовую инфраструктуру. Возможность беспрепятственно проводить трансграничные расчеты — по сути, вопрос национального суверенитета.

Впрочем, отказ Запада от взаимодействия исключительно в правовом поле означает, что неприкосновенность частной и даже государственной собственности в их юрисдикциях теперь никому не гарантирована и в любой момент может быть пересмотрена при изменении геополитической конъюнктуры. Это очередной повод всему миру задуматься о надежности доллара США и евро, а также британского фунта, японской йены и швейцарского франка в качестве резервных валют и основного средства международных расчетов. На наш взгляд, страны, инициировавшие или примкнувшие к заморозке российских активов, нанесли несоизмеримо большой, практически непоправимый ущерб собственной деловой репутации, показав всему миру истинную суть продвигаемого ими "порядка, основанного на правилах".

— Запад в рамках односторонних санкций отключает ведущие российские банки от SWIFT. Может ли Россия как государство полностью быть отключена от SWIFT? Какими последствиями это грозит стране в нынешних условиях?

— Уже стало ясно, что введенные антироссийские рестрикции не возымели того эффекта, на который западные страны рассчитывали. Сначала без учета последствий для собственных экономик и граждан придумываются и впопыхах вводятся новые пакеты санкций, а когда наша экономика успешно к ним адаптируется, начинается очередной виток коллективной истерии. В подобных условиях от наших непоследовательных "партнеров" уже можно ожидать каких угодно "блестящих" идей, в том числе по лишению себя возможности рассчитываться за жизненно необходимые товары и услуги из России. Однако спекулировать на эту тему, когда речь откровенно идет о преобладании политических мотивов над здравым смыслом, — занятие неблагодарное.

В любом случае исходим из необходимости постепенного перехода от SWIFT на защищенные от внешнего давления механизмы передачи финансовой информации, для чего активно развиваем Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. Это вынужденное, но совершенно естественное решение в условиях, когда российские банки и их клиенты регулярно сталкиваются с проблемами при выполнении рутинных международных платежей. При этом уверены, что в появлении по-настоящему непредвзятой и не зависящей от переменчивого настроения западных стран международной платежной инфраструктуры заинтересована не только Россия, но и другие прагматичные государства, которых отнюдь не мало.

— Планирует ли Россия после завершения спецоперации на Украине добиваться от Запада снятия экономических санкций и ограничений по SWIFT?

— Не мы, а западные государства уже в 2014 году существенно нарастили конфронтацию и санкционное противостояние с Россией. Поэтому инициатива ослабления или отмены односторонних нелегитимных рестрикций должна исходить от них.

Однако США и ЕС по-прежнему буквально одержимы "удушающими" санкциями против нашей страны, ее экономики и общества. Коллективный Запад, не стесняясь, декларирует свои так называемые "санкции" в качестве инструмента изменения нашего суверенного внешнеполитического курса через раскачивание внутриполитической обстановки, экономический крах и политическую дестабилизацию, ущерб качеству жизни и правам наших граждан, парализацию бизнеса. Именно таким образом наши бывшие партнеры стремятся навязать свой миропорядок — непререкаемый, безальтернативный, основанный на доминировании западников и подчиненный разрабатываемым ими правилам и стандартам.

Применение подобных ограничительных мер можно считать экономической войной без правил, которая в корне подрывает общепризнанные принципы и нормы международного права, включая принципы сотрудничества, суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. Нарушает договорные обязательства в масштабах, которые еще предстоит оценить.

В этих условиях мы не собираемся ничего добиваться от тех, кто придерживается конфронтационного курса в отношении нашей страны. Сдержанно и выверенно реагируем на подобные действия, руководствуясь задачами защиты своих граждан, поддержания устойчивости национальной экономики, ее финансовой системы, а также интересами отечественного бизнеса. Фокусируем усилия на работе по дедолларизации, импортозамещению, укреплению технологической самостоятельности. При этом оставляем за собой право на ужесточение наших специальных мер в случае эскалации санкционного давления. Мы готовы к любому развитию событий, хотя и пытаемся избежать конфронтационного пути.

— С какими странами Россия ведет переговоры о возможности совместного использования карты "Мир"? В каких государствах российская платежная система может заработать уже в текущем году?

— Необоснованная блокировка всех российских клиентов со стороны крупнейших международных карточных платежных систем повысила приоритетность расширения географии использования карт "Мир". Ведем активную работу в этом направлении. В настоящее время российской платежной системой можно пользоваться в таких странах, как Абхазия, Армения, Белоруссия, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Южная Корея и Южная Осетия. На разной стадии находятся переговоры с Азербайджаном, Бахрейном, Египтом, Индией, КНР, Кубой, Мьянмой, Нигерией, Таиландом и другими странами.

— Будет ли ЕАЭС расширяться в обозримой перспективе? С какими странами можно ожидать завершения переговоров о создании зон свободной торговли?

— Расширение состава участников ЕАЭС никогда не было самоцелью. Приоритетом Союза, особенно на текущем этапе, является обеспечение стабильного развития экономик государств-членов, прежде всего путем реализации взаимовыгодного сотрудничества по целому ряду направлений экономической повестки.

При этом нельзя не отметить заметный практический интерес государств-наблюдателей при Союзе — Узбекистана и Кубы — к работе объединения. Ташкент и Гавана регулярно выдвигают новые и интересные инициативы, часть которых уже находится на рассмотрении стран-членов.

Интерес к подключению к евразийским процессам в различных форматах проявляют и другие страны, прежде всего из состава СНГ. Обладая колоссальными ресурсами, емким рынком и огромным транзитно-логистическим потенциалом, ЕАЭС является весьма привлекательным для третьих государств. Исходим из того, что решение о полноформатном членстве в ЕАЭС должно приниматься заинтересованным государством по итогам оценки потенциальных преимуществ, которые оно может получить от реализации этого шага.

Что касается торговых треков, то по ним ведется весьма активная работа. На текущий момент наибольший прогресс мы видим в переговорном процессе по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Действующее временное соглашение, несмотря на ограниченную торговую "корзину", уже позволило удвоить в стоимостном выражении взаимный товарооборот, который по итогам 2021 года достиг $5 млрд.

Возобновлены переговоры по созданию зоны свободной торговли с Египтом, которые были вынужденно приостановлены ввиду пандемии коронавирусной инфекции. Планируется запуск переговорных треков с Индонезией и Индией. В ближайшее время планируем запустить совместное исследование о целесообразности либерализации торговли с Объединенными Арабскими Эмиратами.

— В соответствии с Меморандумом между Россией и ООН, подписанным в Стамбуле 22 июля, Организация обязалась добиваться отмены ограничений, препятствующих российскому экспорту сельскохозяйственной продукции и удобрений. Когда можно ожидать снятия ограничений на отечественные поставки? Нет ли опасений, что этот документ останется только на бумаге?

— Действительно, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Белоусов и генеральный секретарь ООН Гутерреш 22 июля подписали Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом ООН по содействию продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. Документ направлен на обеспечение транспарентных и беспрепятственных поставок на мировые рынки российских продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства.

Меморандум является неотъемлемой частью так называемой "пакетной сделки", предложенной генсеком ООН. Ее вторая часть — "Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины". Ее суть состоит в оказании содействия безопасному судоходству для экспорта зерна, продовольствия и удобрений, включая аммиак, из портов Одесса, Черноморск и Южный.

Мы активно взаимодействуем с ооновцами, которые проводят адресную работу с Вашингтоном, Брюсселем и частными зарубежными компаниями в целях нормализации поставок российского продовольствия, удобрений и сырья для их производства на мировые рынки. Это важный вопрос не только для нас. В стабилизации международных продовольственных рынков заинтересован весь мир, в первую очередь развивающиеся страны. Пока не будут ликвидированы те искусственные нелегитимные препятствия Запада, с которыми наши экономоператоры сталкиваются при осуществлении внешнеэкономической деятельности, включая запреты на заходы в порты, дискриминацию в страховании грузов, ограничения по проводке платежей, восстановить нормальное функционирование цепочек поставок и решить другие задачи, связанные с обеспечением продбезопасности, едва ли возможно.

В Брюсселе заявляют, что ЕСовские санкции не направлены против экспорта российской сельхозпродукции и удобрений в третьи страны. Даже если бы это было так, проблема лежит глубже: объем и интенсивность антироссийских рестрикций, которые абсолютно необоснованно и произвольно вводятся Евросоюзом, отпугивают многих зарубежных экономоператоров от сотрудничества с нами.

Россия добросовестно выполняет свои обязательства в рамках обеих составляющих "пакета". Наша страна является одним из ключевых поставщиков агропродукции и удобрений на мировые рынки, и обеспечение их бесперебойного экспорта отвечает насущным задачам обеспечения продовольственной безопасности и достижения Целей устойчивого развития — прежде всего в нуждающихся развивающихся странах. Рассчитываем, что ООН проявит аналогичный подход и предпримет все необходимые усилия для снятия сохраняющихся санкционных ограничений теми, кто их вводил.

Видим определенный прогресс на этом направлении. Полностью результаты пока еще не достигнуты. Работа продолжается.

— Санкции ЕС коснулись в том числе и российской нефти. Российский энергетический сектор подвергается односторонним рестрикциям со стороны Запада. Планируется ли на фоне этого полностью прекратить поставки энергоносителей в недружественные страны и переориентироваться на другие рынки?

— Действительно, в начале июня Евросоюз ввел санкции, направленные против российской нефти и нефтепродуктов. Предусматривается прекращение морского импорта российской нефти после пятого декабря, а нефтепродуктов за очень небольшим исключением — с пятого февраля 2023 года. Брюссель обещал также вернуться в будущем и к вопросу ограничения поставок российской трубопроводной нефти. Стоит при этом напомнить, что российская нефтяная отрасль стала объектом ЕСовских рестрикций еще в 2014 году: были затронуты отдельные проекты в России по разведке и добыче нефти в море на глубинах свыше 150 метров, на морском шельфе за Северным полярным кругом и по добыче сланцевой нефти методом гидроразрыва пластов.

В условиях внешнего санкционного давления и генерируемых западными странами инициатив по поводу установления произвольного "потолка цен" на нефть переориентация экспорта российских углеводородов в Азию является нашим естественным ответом. Тем более предпосылки для этого имеются: динамика мировых энергетических рынков такова, что наиболее быстрыми темпами растет энергопотребление в развивающихся странах, прежде всего, АТР и Южной Азии. Именно в эти регионы происходит постепенное перенаправление российских экспортных потоков. Эти страны, понимая, что российские поставки надежны и выгодны, не поддаются на западный шантаж. Фактически происходит географическое перераспределение между потребителями имеющихся в распоряжении производителей ограниченных энергоресурсов.

Если "Группа семи" попытается реализовать свои волюнтаристские антирыночные планы установления предельных цен на российскую нефть, наша страна, естественно, не будет продавать ее себе в убыток. В этой ситуации находящийся сейчас в состоянии хрупкого равновесия мировой рынок нефти испытает шок с резким взлетом котировок, чего так боятся инициаторы введения "потолка цен" на российское топливо.

— На Западе не утихают спекуляции вокруг того, что Россия может не возобновить подачу газа по газопроводу "Северный поток" после технических работ или возобновить поставки не в полном объеме. Что российская сторона может ответить на такие заявления? Есть ли сроки, когда газопровод планируется вернуть к работе на полную мощность?

— В настоящее время Россия поставляет в Европу тот объем природного газа, который позволяет прокачать имеющиеся технические возможности "Северного потока-1". Как уже неоднократно заявляла российская сторона, текущее ограничение поставок по газопроводу обусловлено исключительно действующими антироссийскими санкциями Канады, ЕС и Великобритании. Именно накладываемые ими различные запреты, в которых запутались и не особо хотят разбираться в Берлине, препятствуют успешному разрешению ситуации с транспортировкой и ремонтом компанией Siemens газотурбинных двигателей компрессорной станции "Портовая", обеспечивающей подачу газа европейским потребителям по газопроводу "Северный поток-1".

Что касается работы газопровода "Северный поток" в будущем, то многое будет зависеть от наших партнеров как в плане спроса на газ, так и недопущения влияния на его функционирование вводимых ими же ограничительных мер. Хотелось бы отметить, что снижение российских поставок газа инициировали не мы, а Евросоюз, разработавший план по отказу от российских энергоносителей "заблаговременно до 2030 года".

Вне зависимости от политической конъюнктуры Россия дорожит репутацией надежного поставщика этого ценного ресурса. В 2021 году российская сторона выполнила все газовые контракты. Мы стремимся выполнять свои контрактные обязательства и в нынешнее непростое время. Призываем наших западных партнеров в кратчайшие сроки решить созданные их собственными руками проблемы. Не сомневаемся, что тогда ситуация с поставками газа на европейский рынок быстро нормализуется.

— Допускает ли Москва, что конъюнктура на Западе может измениться и проект "Северный поток-2" будет разморожен?

— Если вспомнить, Евросоюз, в первую очередь в лице Еврокомиссии, давно вел "подготовительную" работу против этого проекта. В 2019 году в ЕС были приняты поправки в "газовую директиву" пресловутого "Третьего энергопакета", которые распространили ЕСовское законодательство исключительно на проект "Северный поток-2", поставив его в неравное положение по отношению к другим газопроводам и нарушив законные интересы его инвесторов. Сейчас данный газопровод мог бы стать решением тех проблем, которые Брюссель своей политикой сам же и создал, в первую очередь вокруг газоперекачивающих турбин "Северного потока-1". Напомню, "Северный поток-2" после многочисленных проволочек в Европе был готов к запуску еще в декабре прошлого года. Однако Берлин, подстегиваемый США, Польшей и прибалтами, решил его "заморозить". В итоге сделал хуже своим же гражданам и бизнесу. Несмотря на это, нынешнее руководство Евросоюза и Германии продолжают проявлять политическое упорство в своем неприятии этого проекта. Будут ли они готовы изменить свою позицию и при каких условиях, зависит от них, их избирателей, а также, видимо, их заокеанских "старших товарищей", агрессивно занимающих пространство на европейском газовом рынке с рекордно высокими ценами.

При этом в сложившейся ситуации принято решение о задействовании находящейся на территории нашей страны инфраструктуры "СП-2" для газификации Северо-Запада России. Поэтому, если германская сторона, чисто гипотетически примет решение о вводе в эксплуатацию этого газопровода, то в работу на данном этапе может быть включена только одна его нитка.