15.01.14

Замки на границе

Торговые предприятия Бурятии могли бы в несколько раз увеличить экспортные поставки продовольствия в Монголию, если бы не ухудшение ситуации с пропуском грузов на российско-монгольской границе МАПП «Кяхта — Алтан-Булаг»

Экономика несет серьезные издержки из-за искусственно вызванных транспортных препонов и жестких таможенных процедур, что особенно печально на фоне начавшейся экономической стагнации. В этом лишний раз убедился корреспондент «МК», побывав на МАПП и в Монголии.

Удивительно, но Улан-Батор является единственным зарубежным городом в мире, где представлено такое огромное количество российского продовольствия в розничной сети. Российские продукты доминируют, как минимум, в трети товарных групп. Остальное приходится на монгольские, европейские и корейские товары. Китайские продукты занимают очень небольшой сегмент, в основном свежих овощей.

— Китайские продукты не пользуются особым спросом у нас, — говорит Цэцэг, улан-баторский предприниматель. — Российское продовольствие считается более качественным, поскольку у вас до сих пор действуют жесткие санитарные требования. Мы постоянно слышим по новостям, что Россия находит в тех или иных импортных продуктах превышение содержания тех или иных веществ, что является сигналом — ваш рынок продовольствия жестко контролируется.

Дополнительным фактором популярности российских продуктов является то, что в прошлом веке Монголия закупала продукты, которые не могла сама производить, только в СССР и восточно-европейских странах. Поэтому российские, венгерские и болгарские марки монголы хорошо знают и доверяют им. Однако, несмотря на огромные перспективы, позиции наших пищевых предприятий постепенно утрачиваются. Так, если в начале 2000-х годов при посещении Монголии я встречал на полках продукцию «Амты», «Макбура» и «Бурятмяспрома» (которые поставляли сотни, а в некоторые периоды и тысячи тонн своей продукции в месяц), то в этот раз продукции наших предприятий на полках супермаркетов я не нашел. И действительно, наши предприятия резко сократили свое присутствие на рынке Монголии, на что, как всегда, есть масса различных причин (от проблем в управлении до передела собственности на этих предприятиях). Впрочем, прежде всего это результат усиления позиций крупных российских оптовых компаний, а также со стороны крупных продовольственных предприятий как российского, так и регионального уровня. Именно они умеют выстроить грамотную логистику и стабильно поставлять требуемый ассортимент в магазины Улан-Батора. Бурятские же производители проигрывают в этом соперничестве… Наглядным примером является ситуация с макаронной фабрикой «Макбур», которая занимала просто уникальные позиции на рынке Монголии в середине 2000-х годов. После модернизации производства и установки новой швейцарской линии она завалила монголов своей дешевой и достаточно вкусной лапшой. Однако после попытки рейдерского захвата предприятия несколько лет назад с одновременным возбуждением заказного уголовного дела в отношении директора фирмы, депутата Народного Хурала Дмитрия Козлова предприятию стало уже не до экспорта. Хотя Дмитрия Козлова суд вчистую оправдал, предприятие было остановлено, а собственник, чтобы не отдавать рейдерам свою фирму, был вынужден продать компанию с дисконтом иркутянам. Теперь все приходится начинать с нуля, поскольку монгольский рынок заняли уральские и алтайские производители макарон. Впрочем, нарастить экспорт в Монголию могут наши оптовые предприятия, например, компания «Титан» давно поставляет в Монголию крупные партии пастеризованного и сгущенного молока сибирского производителя. Ведь ключевое преимущество (наличие возможности в течение одного рабочего дня поставить партию товара в Монголию) есть только у наших предприятий. Тем не менее пока это преимущество нивелируется большими очередями на погранпереходе «Алтан-Булаг». И технически и организационно переход пока не может обслужить большее число коммерческих грузов, поэтому наши грузы порой простаивают на границе несколько суток. Начавшаяся несколько лет назад реконструкция МАПП в рамках целевой федеральной программы, которая призвана перевести на круглосуточный режим и повысить пропускную способность перехода до 1000 автомобилей в сутки, пока явно отстает от графика. Хотя сегодня подрядчики и в январские морозы продолжают вести строительство, пытаясь нагнать отставание. Очевидно, что завершение реконструкции погранперехода даст серьезный импульс для развития торгово-экономического сотрудничества. Главное только дождаться этого момента, поскольку существует риск навсегда потерять монгольский продовольственный рынок. По крайней мере, об этом недавно заявил в республиканских СМИ президент крупной монгольской ритейловой компании «Монхангай Холдинг» г-н Сэргэлэн. Он, в частности, отметил, что в Монголии постепенно идет замещение российских продуктов продовольствием из других стран, которые более гибко и оперативно доставляются в Улан-Батор через монгольско-китайскую границу. И где фуры с продовольствием не простаивают сутками, как у нас. Возможно ли ускорить реконструкцию МАПП «Кяхта — Алтан-Булаг»? Пока все зависит от способности федеральных органов власти в Бурятии не пускать ситуацию в этом важном для нашего региона вопросе на самотек.

Бел­ТА