22.11.05

Замкнутый автокруг

Чтобы поддержать уровень рентабельности автодилерам приходится везти из Японии битые машины

Всем известна пословица: "обещанного три года ждут". С момента объявления в 2003 г. главой Минпромнауки Ильей КЛЕБАНОВЫМ намерения построить на Дальнем Востоке автосборочное производство в качестве компенсации за повышение таможенных пошлин на ввоз автомобилей, прошло уже два года. До ввода в строй первой конвейерной линии, согласно пословице, остался год. Однако до сих пор неясно, где намечается запустить производство, и есть ли вообще какое-либо движение в данном направлении...

Между тем, сборочное производство японских автопроизводителей в России все-таки намечено открыть: в первом полугодии 2005 г. концерн Toyota объявил о намерении построить завод в городе Шушары Ленинградской области. И именно с этим событием связывают активные попытки российского правительства ограничить ввоз в страну японских автомобилей с Востока.

Теперь самое время взглянуть на географическую карту мира. Ленинградская область находится в 10 000 километрах от Владивостока, в то время как ближайший к городу завод Toyota расположен на расстоянии в десять раз ближе. Поэтому неудивительно, что ввоз в Приморье праворульных японских автомобилей продолжается, несмотря ни на что.

Путь праворулек в Россию начинается в префектурах Чиба, Тоттори, Саитама, и других, где расположены сборочные конвейеры ведущих японских автопроизводителей. Однако, в силу ряда причин, приморцы покупают не новые автомобили, а с пробегом по дорогам Японии. При этом подержанные иномарки справедливо считаются намного более качественными, чем новые автомобили российского производства.

Существует два основных пути приобретения подержанного авто в Японии. Это аукционы и стоянки - автомагазины. Цены там и там примерно одинаковы, однако покупка на аукционе считается предпочтительней, за счет того, что автомобиль осматривается и оценивается независимыми аукционными специалистами, и у покупателя имеется более полное представление об объекте сделки.

Цены на подержанные автомобили в Японии сравнительно невысоки. Так, популярная в Приморье Toyota Corolla 2002 г. выпуска стоит на том берегу от $5000 до 8000, в зависимости от состояния. Все последующие увеличения ее стоимости происходят уже по пути в Россию.

Первая "накрутка" происходит на пересечении японской границы: оформление на вывоз обходится в сумму около 10 000 иен (примерно $100). По сравнению с российскими пошлинами - почти даром. По эту сторону моря таможня попросит за ввоз уже более 120 000 руб., плюс расходы на оформление и склад. А дилеру нужно оплатить еще место на судне ($300-500) и предпродажную подготовку: мойку, чистку салона, и устранение мелких дефектов, неизбежных в подержанном автомобиле.

Российская таможня не всегда встречает импортеров с распростертыми объятиями.

Недавняя попытка протолкнуть без предупреждения новые ставки оценочной стоимости тому подтверждение. Несмотря на то, что источником благосостояния таможенных служб являются снующие туда-сюда перекупщики, их взаимоотношения трудно назвать безоблачными. Обвинения в мздоимстве и контрабанде регулярно раздаются с той и с другой стороны, и поэтому в здании автотранспортного таможенного поста на улице Стрельникова во Владивостоке, всегда царит нервозная обстановка.

После прохождения российской таможни прибывший из Японии автомобиль отправляется на "Зеленый угол". Иногда (а в последнее время все чаще) промежуточным звеном между таможней и рынком служит какая-нибудь автомастерская, где помятую и разукомплектованную машину приводят в божеский вид. Сколько таких автомобилей поступает в Россию, можно рассмотреть на примере прихода во Владивосток одного судна.

Возьмем, для примера, "Еруслан" - небольшой сухогруз водоизмещением 1 262 тонны, курсирующий между Владивостоком и Ниигатой под камбоджийским флагом. До того, как стать автомобильным извозчиком, этот пароход был вспомогательным судном советского Военно-морского флота. Со сменой собственника судно получило дополнительные надстройки на палубе, и сегодня за один рейс способно перевезти до 240 автомобилей. Экипаж судна состоит из 20-25 человек, включая тех, кто идет за автомобилями по паспорту моряка, плюс 10-12 человек пассажиров, которые отправляются за море по загранпаспорту.

На борту "Еруслана" в одном из последних рейсов прибыло 218 автомобилей, из которых 30 единиц составляли так называемые "конструкторы". 188 машин "проходных" годов было ввезено под полную пошлину. Из них, наверное, только у половины отсутствовали вообще какие-либо дефекты. Все остальные имели более или менее выраженные "косяки". Как правило, это кузовные повреждения, но некоторые внешне безупречные автомобили после выгрузки следуют на СВХ на веревке: в этих машинах есть неисправность двигателя или трансмиссии.

Возможно, доля битых и восстановленных автомобилей в общей массе была бы не столь велика, если б не перманентные попытки Москвы затянуть удавку на шее приморского автобизнеса. Покупать "битье" перекупщикам приходится в целях поддержания достигнутого ранее уровня рентабельности своего бизнеса. Порог платежеспособности населения также учитывается. И когда очередное повышение пошлин отодвигает запланированную покупку или смену автомобиля, наносит удар по выстроенному бизнесу - тогда народ выходит на улицы и начинает требовать от властей проведения более взвешенной политики. Власть в такие периоды не скупится на обещания. А обещанного, как известно, три года ждут...

Золотой Рог 22.11.05