27.01.06

Цари горошка

С начала этой недели в Россию перестали поступать овощные консервы. ОАО "Российские железные дороги" не пропускает в страну в обычных вагонах скоропортящиеся товары, к которым относятся овощные консервы, объем поставок которых достигает $1 млрд в год. Импортеры утверждают, что перевозки консервов в рефрижераторах поднимут цены на рынке на 45%, при этом уже в феврале в стране может возникнуть дефицит наиболее популярных овощных консервов зеленого горошка и кукурузы.

По словам импортеров, консервы в обычных вагонах ОАО РЖД перестало пускать на территорию РФ с 20 января. Причиной стало письмо от 14 января 2006 года, подписанное вице-президентом ОАО РЖД Сергеем Козыревым. Этим письмом ОАО РЖД уведомляет, что больше не будет пропускать на территорию страны скоропортящиеся грузы в обычных крытых вагонах, а будет только в рефрижераторных. При этом овощные консервы были внесены железнодорожниками в список скоропортящихся грузов еще в апреле 2005 года, но до сих пор импортерам разрешалось провозить товар в обычных вагонах, если они подписывали с РЖД специальное соглашение об особых условиях поставок, по которым с РЖД снималась ответственность за порчу продуктов во время доставки. Объем рынка плодоовощной консервации оценивается в $1,2 млрд. 80% продукции импортируется, 20% рынка составляет местное производство. Основными странами импортерами этого продукта являются страны Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Польша, Сербия), на которые приходится 45% общего объема импорта.

В пресс-службе РЖД появление письма от господина Козырева объяснили резким усилением морозов: "Климатические условия полностью перестали соответствовать условиям хранения".

"Ситуация плачевная. У нас сейчас на границе с Украиной стоят три вагона, на подходе еще пять, говорит директор по закупкам компании 'Балтик-трейд' (импортер консервов 'Бондюэль') Анна Галинская. И непонятно, что с ними делать. Письмо РЖД, по сути, носит рекомендательный характер, а не накладывает вето на импорт. Тем не менее местное отделение РЖД восприняло его именно так. И пока неясно, то ли отправлять груз обратно, то ли срочно искать рефрижераторы и перегружать товар". В другой компании-импортере ситуация еще более критическая. "Наша продукция уже прошла таможню, и мы не можем ни отправить ее обратно, ни перегрузить, поскольку вагоны запломбированы таможенниками. Сутки простоя одного вагона обходится в $120, и за неделю наши убытки уже составили $6 тыс.", говорит представитель компании. В аналогичной ситуации оказались и еще порядка десяти опрошенных Ъ импортеров.

Участники рынка считают, что импорт консервов остановлен не из-за климатических условий, а по иным причинам. "Сегодня мы узнали, что таможенная служба подписала постановление об увеличении на 30% пошлины на ввоз консервированной кукурузы и горошка, которые составляют порядка 45% всего рынка. Можно предположить, что нас просто хотят заставить задним числом ввозить товар по новой ставке", говорят в "Балтик-трейде". Проверить заявление "Балтик-трейда" в ГТК вчера не удалось в пресс-службе ведомства не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию.

Многие участники рынка высказали предположение, что таким образом РЖД лоббирует интересы своей дочерней структуры предприятия "Рефсервис". Оно специализируется на перевозках скоропортящихся продуктов. В распоряжении именно этой компании находится примерно 80% всех имеющихся в России вагонов-рефрижераторов порядка 11 тыс. единиц.

Операторов рынка пугает предстоящее увеличение транспортных расходов. "Перевозка в вагонах-рефрижераторах обходится в 2,5 раза дороже, а груза в них помещается на 10-15% (в зависимости от тары) меньше", говорит глава холдинга "Помидорпром" Максим Протасов. То есть использование рефрижератора обходится дороже почти на 100 тыс. руб., что в пересчете на единицу продукции увеличивает стоимость ее транспортировки на 30%.

С учетом возможного повышения таможенного тарифа и перехода на перевозки в рефрижераторах участники рынка обещают дефицит по ряду позиций и прогнозируют повышение цен на плодоовощные консервы на российском рынке на 45%. "У нас на складах хранится не более чем двухнедельный запас подобной продукции, придется сокращать поставки за счет регионов", говорит генеральный директор дистрибуторской компании "Царь-Град" Дмитрий Алефанов. По мнению дистрибуторов, если ситуация не разрешится в течение месяца, импортная консервация может и вовсе исчезнуть с прилавков.

В РЖД опровергли предположения о своей заинтересованности в прекращении поставок консервов. "Существует закон 'О качестве и безопасности пищевых продуктов', который обязывает нас обеспечивать сохранность и качество продуктов при доставке, заявили в пресс-службе компании. Требование к перевозке в рефрижераторах является сезонным и предъявляется только тогда, когда температура окружающей среды не соответствует нормам хранения товара. И нам все равно, в чьих вагонах они будут привозить эту продукцию. Пусть везут не в наших, а в венгерских, к примеру".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА
Коммерсантъ; 27.01.2006