06.12.05

Заседание коллегии ДВТУ

Дальневосточное таможенное управление взаимодействует с другими контролирующими структурами и участниками внешнеэкономической деятельности.

5 декабря во Владивостоке состоялось заседание коллегии Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). В заседании приняли участие руководители высшего и среднего звена ДВТУ, начальники таможен и таможенных постов Дальнего Востока, представители пограничной службы, службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор), администрации Приморского края. На заседании были обсуждены вопросы сотрудничества таможенных и других контролирующих органов в пунктах пропуска через государственную границу России, а также проблемы взаимодействия с лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела. Как сообщил первый заместитель начальника ДВТУ по таможенному контролю Александр Воробьев, сегодня на территории Дальневосточного федерального округа находятся 85 пунктов пропуска: 5 автомобильных, 10 воздушных, 3 железнодорожных, 2 речных, 55 морских и 10 смешанных. Фактически функционируют 55 пунктов пропуска. За 9 месяцев 2005 года через пункты пропуска пропущено:

- 183 776 транспортных средств (рост на 5% по сравнению с тем же периодом 2004 года),

- 3,46 миллионов физических лиц (рост на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года),

- 33,1 млн. тонн товаров (рост на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года).

Для повышения пропускной способности пунктов пропуска в 2004-2005 годах ДВТУ оптимизировало режим и увеличило время работы (вплоть до круглосуточной) в наиболее загруженных пунктах пропуска ( Благовещенск , МАПП Пограничный , ДАПП Полтавка , Морской порт Восточный , Рыбный порт Владивосток , Торговый порт Владивосток ), кроме того, была увеличена штатная численность. Однако эти меры не решили основную задачу обеспечение качества проведения таможенных процедур и сокращения времени оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

Способствовать решению этих проблем может более активное взаимодействие таможенных органов и иных контролирующих органов в пунктах пропуска. На заседании коллегии было отмечена необходимость продолжения совместной работы, направленной на упорядочение деятельности государственных контролирующих органов в пунктах пропуска через российскую границу, совершенствование нормативной базы функционирования пунктов пропуска и оптимизации их количества (ликвидация пунктов пропуска с очень низкой загруженностью). Другой вопрос, рассмотренный на коллегии, касался проблем взаимодействия таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Сегодня перед таможенными органами поставлена основополагающая задача - содействие развитию внешней торговли при обеспечении эффективного таможенного контроля. Достичь её без развития околотаможенной структуры и действующего рынка таможенных услуг практически невозможно.

Важную роль в этом процессе играют таможенные брокеры. В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе могут осуществлять таможенное оформление товаров 295 брокерских компаний, занесенных в Реестр таможенных брокеров. Фактически деятельность в качестве таможенных брокеров осуществляют не более 25 организаций. В этом году в ДВФО на долю таможенных брокеров пришлось 16,5% от общего количества оформленных грузовых таможенных деклараций. Это на 1,5% больше, чем в 2004 году, но заметно ниже, чем в целом по России (где брокерами оформляется более четверти всех грузовых таможенных деклараций). Как считают специалисты, это свидетельствует о процветании серого рынка брокерских услуг когда товар декларируется брокером за печатью клиента , сам брокер не несет при этом никакой ответственности. Причиной, способствующей развитию серого брокерства является, по мнению экспертов, не использование брокерскими организациями всех предоставленных таможенным законодательством возможностей. Например, оказание брокерских услуг в любых таможнях, независимо от местонахождения брокерских компаний; сужение перечня услуг, которые могли бы предоставлять брокеры участникам внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении товаров; отсутствие гибкой ценовой политики в отношении предоставляемых брокерских услуг.

В перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, входят и таможенные перевозчики. До вступления в действие новых правил осуществления деятельности в качестве таможенных перевозчиков в дальневосточном регионе действовало 58 таможенных перевозчиков, которые перевозили 98% всех товаров, находящихся под таможенным контролем. Сегодня в Реестр таможенных перевозчиков включено 16 транспортных компаний, работающих в регионе деятельности ДВТУ 2 морские и 14 автомобильных. За 11 месяцев 2005 года они перевезли 53% от всего объема оформленных таможенным транзитом грузов. Общероссийским таможенным перевозчиком ОАО Российские железные дороги перевезено 40% от всего объема перевозимых таможенных грузов. За систематические административные правонарушения из Реестра таможенных перевозчиков в 2005 году были исключены две транспортные компании. За 11 месяцев этого года в отношении региональных таможенных перевозчиков возбуждено 13 дел об административных таможенных правонарушениях, это на 31% меньше, чем за тот же период 2004 года. Все дела возбуждены по статье 16.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию России транспортных средств или при получении разрешения на внутренний таможенный транзит.

Другой не менее важный вопрос склады временного хранения. В 2003 году в дальневосточном регионе функционировало 130 складов временного хранения (СВХ). После введения нового Таможенного кодекса и изменения условий деятельности их количество резко сократилось до 58 СВХ. Однако в 2005 году, после проведения таможнями региона мероприятий направленных на активизацию процессов учреждения складов временного хранения, количество СВХ увеличилось до 72. Тем не менее, проблема обеспечения временного хранения не решена сохраняется дисбаланс между объемами импортируемых товаров и количеством складов (особенно сложная ситуация в морских портах и на железнодорожных станциях). Обустройство и оборудование многих складов временного хранения также оставляет желать лучшего.

Как было подчеркнуто на заседании коллегии, таможенным органам в пределах своей компетенции необходимо оказывать поддержку деятельности таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Поддержка должна быть направлена на разрушение серых схем, достижение стабильности работы этих институтов и их дальнейшее развитие.

Одной из перспективных областей совместной работы таможенников и участников внешнеэкономической деятельности может стать внедрение электронного декларирования.

Перед таможенными органами стоит задача повсеместного внедрения электронного декларирования, в ближайшем будущем реализация технологий предварительного электронного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до их прибытия на таможенную территорию России. Участники внешнеэкономической деятельности не меньше таможенных органов заинтересованы во внедрении новых технологий, позволяющих ускорить прохождение таможенных процедур и исключить влияние субъективного фактора при таможенном оформлении товаров.

Как показывает практика, для внедрения новых технологий необходимо провести большую подготовительную работу - обустроить объекты таможенной инфраструктуры, приобрести технические и программные средства, подготовить и переподготовить специалистов. Совместная работа в этом направлении позволит значительно ускорить внедрение электронного декларирования и решить многие проблемы внешнеэкономической деятельности.

Пресс-служба ДВТУ 06.12.05