22.09.21

Здесь сдают металл

Несырьевой экспорт России прирастал им впрок.

Стоимость несырьевого неэнергетического экспорта в июле 2021 года достигла исторического максимума, подсчитали экономисты РАНХиГС и ВШЭ. Основная причина — резкий рост стоимости и объемов вывоза драгоценных и других металлов из России. В том числе такой экспорт ускорился в преддверии введения вывозных пошлин на металлы, что заставило компании оформлять таможенные декларации в июле авансом.

Согласно анализу Центра исследований международной торговли РАНХиГС, в январе—июле 2021 года несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) к соответствующему периоду докризисного 2019 года вырос на 40,8%, хотя объем вывоза энергетических и сырьевых товаров в стоимостном выражении из-за снижения цен оказался ниже на 9,8%. Стоимость импорта товаров за тот же период благодаря закупкам машин и оборудования увеличилась на 20,6%.

В результате в июле 2021 года ННЭ достиг рекордного месячного показателя в $26,2 млрд — за счет наращивания вывоза металлов перед введением с августа экспортной пошлины на них, уточняют эксперты РАНХиГС.

Экономисты ВШЭ в обзоре помесячной динамики экспорта и импорта на основе сезонно скорректированных данных замечают, что, по данным ФТС, объем экспорта необработанного алюминия в июле 2021 года превысил уровень предыдущего месяца в 8,7 раза в стоимостном измерении и в 7,8 раза — в весовом. Показатели за июль 2021 года оказались выше значений за весь 2020 год. При этом физический объем производства необработанного алюминия в июле превысил уровень июня всего на 1,6%.

Схожая картина наблюдается и в экспорте черных металлов: рост в июле по сравнению с июнем вдвое.

«Наиболее вероятная причина сложившейся ситуации — авансовое оформление в июле 2021 года таможенных деклараций по подавляющей части экспорта указанных товарных позиций, не сопровождавшееся реальными поставками на экспорт в этом месяце. Скорее всего, это связано со стремлением экспортеров минимизировать потери прибыли после введения с августа 2021 года временных пошлин на экспорт металлов»,— поясняют в ВШЭ.

По оценке РАНХиГС, рост экспорта ННЭ в январе—июле 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 40,8% связан с положительной динамикой цен (на 20%) и физических объемов вывоза товаров (на 17%). Исключением являются лишь цены экспорта отечественных машин и оборудования, просевшие на 2%.

Вывоз недрагоценных металлов увеличился до $35 млрд, составив 30% ННЭ в январе—июле, что на 3,8 процентного пункта (п. п.) выше докризисного уровня. Сильнее всего (на 3,5 п. п.) снизилась доля самой высокотехнологичной позиции «Машины и оборудование» — до 11% всего ННЭ. Доля химической продукции в ННЭ сократилась до 16% (на 2,2 п. п.), а вывоз цемента из товарной позиции «Минеральные продукты» практически полностью прекратился.

Основным источником роста вывоза ННЭ все же является экспорт драгоценных металлов и драгкамней, который в январе—июле достиг $14,5 млрд, составив 13% всей соответствующей группы товаров (плюс 7,1 п. п. к показателю января—июля 2019 года).

Это близко к объемам вывоза сельхозсырья и продовольствия из РФ ($17,5 млрд). «Рост физобъемов вывоза драгметаллов во многом связан с решением ЦБ прекратить скупку золота для пополнения резервов с апреля 2020 года»,— считают авторы исследования. Они отмечают, что уверенный рост ННЭ обеспечен товарами низкой и средней степени переработки при умеренных показателях динамики экспорта высокотехнологичных отраслей — «что во многом продолжает наметившуюся в прошлом году динамику».

По оценкам ВШЭ, с учетом сезонности наиболее длительные периоды непрерывного роста экспорта (по июль 2021 года включительно) наблюдались для синтетического каучука (15 месяцев), железных руд и концентратов (15 месяцев), природного газа (15 месяцев), жидких топлив (13 месяцев), сырой нефти (13 месяцев), прочих нефтепродуктов (12 месяцев), черных металлов (11 месяцев) и дизельного топлива (10 месяцев). Непрерывный рост импорта в течение 15 месяцев подряд обнаруживался для мебели, машин, оборудования и транспорта, кроме легкового; 14 месяцев — для легковых автомобилей; 13 месяцев — для черных металлов.

Коммерсантъ