14.08.09

"Зеленый свет" в обмен на "черный список"

Литва ограничит работу некоторых национальных грузоперевозчиков, вызвавших недовольство российских таможенных органов. Россия в ответ готова смягчить условия пропуска грузов. Таким стал итог переговоров представителей руководства двух стран, обсудивших ситуацию с пробками на границе.

Российская сторона обвинила 29 литовских компаний в нарушении таможенного законодательства. Очереди на границе возникли после того как российские таможенники ужесточили контроль ввоза литовских грузов. Федеральная таможенная служба России требует также погашения некоего долга, который, по ее мнению, возник в связи с налоговыми нарушениями, допущенными литовскими перевозчиками.

Литовские фуры на латышско-российской, белорусско-российской и даже российско-казахстанской границах выстраивают в отдельную очередь и уже неделю не пропускают в очередях общей протяженностью в 30 километров.

Поводом для ужесточения российской таможенной службой пограничных проверок литовских грузоперевозчиков послужило обвинение в 16 случаях нарушений со стороны водителей Литвы. В Вильнюсе этот повод считают формальным, а жесткие действия России, примененные выборочно только к перевозчикам Литвы, неадекватными. По статистике, упомянутые нарушения допустили лишь 0,03 процента всех литовских машин, пересекших российскую границу в этом году.

Особенно острая ситуация сложилась на латвийской границе – в пунктах Терехово и Пыталово: жаркая погода, антисанитария, скученность машин. Туда из Литвы для водителей специально подвозят продовольствие и воду.

В обращении в Европейскую комиссию глава литовского МИД Вигаудас Ушацкас назвал ситуацию недопустимой. По его мнению, в ЕС перевозчикам должны быть обеспечены равные условия конкуренции, исключающие дискриминацию по национальному признаку.

Посол РФ в Вильнюсе Владимир Чхиквадзе в этой связи был вызван в МИД Литвы для объяснений. Российский дипломат заверил: дело - в урегулировании межведомственных вопросов, никакой политики.

Представитель Ассоциации литовских грузоперевозчиков Гитис Винцявичюс отмечает, что пока дипломаты определяют характер проблем, Литва несет миллионные убытки и теряет авторитет своих транспортных компаний:

- Другие перевозчики двигаются, никто их особенно не останавливает. Наш имидж в глазах грузополучателей ухудшается.

- Одна из российских газет говорит, что это попытка перенаправить международные торговые потоки с портов стран Балтии на порт Санкт-Петербурга.

- Это точно борьба за грузы. Литовские перевозчики после турецких и после поляков самые большие перевозчики в России. Это большой конкурент. Нас такие вот меры просто ошеломили.

- Россияне на переговорах заявили о том, что выражают недоверие 29 литовским транспортных компаниям. Всего их на российском рынке работает около 700.

- Будут пересматривать каждый случай претензий. Список компаний, которые не имеют никаких нарушений, завтра будет предоставлен Федеральной таможенной службе России.

Находящийся в отпуске премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс спокоен. Если ответственным ведомствам не удастся решить проблему, России придется говорить с Евросоюзом, сказал он.

Между тем, к продолжающемуся уже неделю конфликту добавился запрет на поставки в Россию продукции четырех ведущих молокоперерабатывающих предприятий Литвы. Российская Федеральная служба по ветеринарному надзору предъявила претензии по качеству этих продуктов, на что литовские молочники ответили дополнительной экспертизой и заявлением: нарушений не обнаружено, как нет и замечаний со стороны стран Европейского союза.

Президент Литвы Даля Грибаускайте на вопрос журналистов, не дойдет ли дело до ответных действий Литвы, например, по ограничению калининградского транзита российских грузов, ответила:

- Этот рычаг как топор войны. В экономической войне победителей не бывает. Нарушения были и с литовской стороны, поэтому прежде чем кого-то обвинять, в первую очередь вычистим свой мундир.

Кстати, в прошлом году, когда похожий конфликт разгорелся в России в отношении турецких грузоперевозчиков, разрешить его смогла лишь личная встреча премьер-министров России и Турции.

О политической подоплеке конфликта заявил глава комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас: многие страны готовятся вспомнить 70-летие пакта Молотова-Риббентропа, и конфликт из-за перевозчиков может длиться до этой даты, 23 августа. По мнению Анушаускаса, в России экономика и политика всегда рядом:

- Под любым экономическим решением, когда вводятся санкции, всегда и политическое решение, которое принимается не на самом низком уровне. Могут быть предприняты попытки такого рода со стороны России против Литвы именно в августе. Такая информация была уже весной. Прорыва в отношениях пока что не наступило.

- Упреки промышленников, людей торговли в том, что Литва, что называется, излишне задирается политически. Они считают, что вина лежит именно на политиках Литвы.

- Нет, все-таки отношения между государствами - это двухстороннее дело. Чтобы шаг за шагом решать проблемные вопросы, нужна воля. Литва одна этого не может делать. Воля нужна и со стороны России.

Радио Свобода; 14.08.09