04.05.08

Центральная, базовая

В Федеральной таможенной службе решение задач по обеспечению таможенных органов все ми видами положенного им довольствия в Московском регионе возложено на Центральную базовую таможню. Сегодня наш гость – начальник ЦБТ Александр МОСКАЛЕНКО.

– Александр Сергеевич, ЦБТ не укладывается в рамки общепринятых понятий о таможнях, ведущих работу с участниками ВЭД. Расскажите поподробнее о решаемых Вашим коллективом задачах.

– Всем известно, что успешная и эффективная работа любой организации во многом зависит от уровня обеспечения ее повседневной жизнедеятельности. Для достижения этой цели создаются специализированные хозяйственные подразделения.

Сегодня в сферу забот ЦБТ входят капитальное строительство, ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов, оснащение транспортными средствами (организация эксплуатации и ремонта), разработка и осуществление программ социального, жилищно-бытового, спортивно-оздоровительного, культурного обеспечения, организация охраны труда и гражданской обороны. В состав таможни входят службы социального развития и обеспечения, эксплуатационно-техническая служба, автотранспортные подразделения, подразделения материально-технического обеспечения.

– Перечисленный Вами объем решаемых задач требует разносторонней подготовки руководителя. Задачи настолько специфичны, что требуют специального образования. Расскажите, как Вам удается справляться с ними.

– До прихода в таможенные органы я более 25 лет проходил службу в правоохранительных органах и именно в обеспечивающем подразделении. Прошел путь от исполнителя до руководителя структуры, которая решала аналогичные задачи в органах государственной безопасности нашего государства. Идентичность принципов и системы обеспечения, существующих в силовых структурах, позволяют мне в полной мере применять накопленный опыт и знания в таможенныхорганах. Но главное в этой работе – сложившийся сбалансированный коллектив таможни с профессионально подготовленным и преданным служебному долгу кадровым потенциалом.

– И все-таки, несмотря на наличие у Вас большого практического и жизненного опыта, какие трудности Вы испытали на первых шагах службы в таможенных органах?

– ФТС России, являясь правопреемником ГТК России, существует чуть более 16 лет. Все действующие до ее создания нормативные документы утратили силу, поэтому большинство вопросов хозяйственной деятельности нашим предшественникам приходилось начинать с чистого листа. Нелишним будет вспомнить 90-е годы, которые характеризовались низким уровнем зарплаты в государственных учреждениях, хроническими задержками ее выплаты, необустроенностью таможенных органов. Эти причины предопределили текучесть кадров, отток наиболее подготовленной их части, что отрицательно сказалось на закладке нормативного базиса по порядку обеспечения таможенных органов. Некоторые вопросы хозяйственной деятельности таможни, к сожалению, и до настоящего времени не находят полного отражения в нормативных документах, затрудняют оформление хозяйственных операций и не способствуют оперативному решению возникающих задач. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. ГУТО и ГФЭУ подготовлен и выпущен ряд документов, но, как показывает практика, динамичный характер развития таможенных органов и в связи с этим возникающие нестандартные задачи по их обеспечению требуют постоянной правовой поддержки от управлений ФТС России, наделенных такими полномочиями.

– Вы уже более полутора лет руководите Центральной базовой таможней. Какие «болевые точки» существуют в работе коллектива, избавление от которых позволило бы наиболее успешно решать поставленные задачи?

– Задачи сегодняшнего дня предъявляют требования по повышению ответственности, изменению стиля и методов работы, достижение оптимальных конечных показателей при минимальных затратах, отказ от сложившихся стереотипов, повышение значимости вклада труда каждого члена коллектива.

Мы в своей работе стараемся дойти до каждого сотрудника, вникнуть в его проблемы производственного и личного характера, постараться помочь их решить. Для этих целей регулярно проводятся служебные совещания с руководящим составом таможни, встречи со всем коллективом, а также отдельно с коллективами структурных подразделений. Итоги этих встреч подтверждают правильность выбранного курса, получают его одобрение как от рядовых членов коллектива таможни, так и от руководящего состава.

Существует ряд проблем, которые находятся в одной связке и неотделимы друг от друга. Если сделать небольшой экскурс в историю, то и тогда лозунг «Кадры решают все» был актуальным.

Актуальным остается он и на сегодняшний день. Текучесть кадров – главная причина ослабления позиций на отдельных участках работы таможни, необходимых для выработки устойчивого курса поступательного развития деятельности. Все усилия, предпринимаемые должностными лицами таможни по профессиональному обучению, воспитанию ответственности за порученный участок работы, созданию условий становления принимаемых на работу сотрудников сводятся «на нет» из-за кратковременного их пребывания в коллективе.

Длительное время остаются неукомплектованными должности ведущих специалистов, особенно по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, коммунальных инженерных сетей и сложного оборудования, что также сказывается на качестве и количестве услуг, представляемых структурным подразделениям ФТС России. Текучесть кадров и, как следствие, «кадровый голод» обусловлены низким уровнем оплаты труда. Сопоставление выплачиваемых заработных плат в коммерческих и даже муниципальных предприятиях Москвы дает отрицательный баланс в 2-3 раза, а иногда и более. Поэтому, бывает, трудоустроиться в таможню приходят люди с недостаточным уровнем образования и профессиональной подготовки, порой дискриминировавшие себя на прежнем месте работы, то есть не принятые рынком труда столицы.

Сейчас подвижки в оплате труда наметились. Приняты Постановления Правительства, руководством ФТС России изыскиваются внутренние резервы. Надеюсь, принимаемые меры станут барьером по предотвращению текучести и послужат основанием для закрепления кадров, а это, в свою очередь, благотворно скажется на деятельности структурных подразделений таможни.

– Как Вы оцениваете итоги 2007 года и какие задачи стоят перед коллективом таможни в 2008 году?

– Не вдаваясь в статистические данные, которые, наверное, интересны только посвященным, могу сказать, что работа подразделений таможни в 2007 году получила положительную оценку руководства ФТС России. Взятые обязательства и внезапно возникавшие задачи нами решены. Главный показатель качества работы ЦБТ – это когда наша деятельность незаметна и вокруг присутствует «коммунальная цивилизация». Сотрудник ФТС России с приходом на службу видит чистую, ухоженную территорию, на которой летом цветы, газоны, зимой она убрана от снега, льда. Лифты двигаются бесшумно, в служебных помещениях тепло, светло, уютно. Вода идет бесперебойно, и холодная, и теплая. Автотранспортное обеспечение не вызывает дискомфорта у пассажиров. Это и многое другое является нашей обязанностью, показателем работы и залогом хорошего настроения у сотрудников центрального аппарата ФТС России.

В основные задачи наступившего года входит выстраивание правильных производственных отношений с нашей «служебной вертикалью» – ГУТО, ГФЭУ, ПУ, УД, УК, приведение в полное соответствие с требованиями сегодняшнего дня регламента служебной деятельности всех подразделений таможни. А также «подчистка» недостатков прошлых лет по упорядочиванию оформления прав собственности ведомства на земельные участки и объекты недвижимости и полная ревизия инженерных систем объектов ФТС и приведение в соответствие с технической документацией регламента планово-предупредительных и ремонтных работ.

Кроме этого, необходимо сделать конкретные шаги по совершенствованию организации транспортного обеспечения подразделений Центрального аппарата ФТС России, развитию материально-технической базы автослужбы и улучшению жилищного обеспечения сотрудников, особенно с использованием инвестиционных программ.

Оксана ГЕРАСЮТИНА

Журнал "Таможня"