23.06.21

Цифровую систему северного завоза разработают в Якутии

Специалисты Восточного центра государственного планирования («Востокгосплан») планируют создать цифровую систему северного завоза, которая позволит повысить точность планирования, а также в оперативном режиме оптимизировать логистические цепи поставок социально значимых товаров в труднодоступные районы Республики Саха (Якутия). Об этом сообщил журналистам директор учреждения Михаил Кузнецов, выступая на круглом столе «Северный завоз 2.0: перспективы развития и пути оптимизации».

Северный завоз – доставка продуктов, медикаментов и топлива в труднодоступные поселки и целые регионы, в том числе арктические, которые зимой на несколько месяцев остаются отрезанными от остальных регионов из-за сложных климатических условий.

«Создана полная база по Якутии как региону с максимальными проблемами и сложной логистикой в обеспечении отдаленных поселков. В базу включено более 2 тыс. маршрутов, свыше 150 видов транспорта, 65 портов и пунктов перевалки, 631 населенный пункт. Мы разрабатываем модель оптимизации с объединением всех участников процесса в единую систему», – сказал Кузнецов, отметив, что также стоит задача по созданию эффективной системы трекинга грузов, которая позволит в режиме реального времени отслеживать местонахождение грузов путем использования систем спутникового мониторинга (GPS, ГЛОНАСС).

О системе

По данным «Востокгосплана», ежегодно на обеспечение мероприятий северного завоза в Якутии операторы затрачивают порядка 30–35 млрд руб., из них около 65% – это кредитные ресурсы, доля которых постоянно увеличивается.

Реализация комплекса мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения этих территорий, а также сокращению ущерба от риска сбоя поставок, считают эксперты «Востокгосплана».

Внедрение информационно-аналитической системы позволит снизить риски по доставке жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные и отдаленные населенные пункты. В системе планируется обработка информации гидрометцентра, МЧС, дорожных служб, служб обеспечения судоходства, а также участников процесса завоза грузов (заказчики, перевозчики, поставщики, переработчики).

Кроме того, в перспективе потребуется создание автоматизированной системы управления запасами на складах за счет непрерывного мониторинга уровня наливных емкостей для нефтепродуктов, позволяющей не только контролировать запасы, но и создать соответствующую базу данных для аналитики, сообщили в «Востокгосплане».

О северном завозе

Для Якутии совершенствование системы северного завоза имеет огромное значение. Именно благодаря ему удаленные населенные пункты региона, и особенно в его арктической части, обеспечиваются топливом, продовольствием и другими жизненно необходимыми товарами. Проектом стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предусмотрено создание единой системы государственной поддержки завоза в удаленные населенные пункты топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров.

Особенностью северного завоза в Якутии является высокая доля речных перевозок в короткий навигационный период. Поэтому ключевой остается проблема критического устаревания инфраструктуры северного завоза, в том числе ухудшение параметров судоходных путей, высокий уровень износа портовых мощностей, пунктов депонирования и самого флота. Сроки доставки грузов по отдельным труднодоступным арктическим территориям составляют до 2 лет.

РЖД-Партнер