Письмо СЗТУ № 07-01-18/7182 от 2007-03-21 00:00:00

О предоставлении тарифных преференций

Проводимый службой федеральных таможенных доходов СЗТУ ведомственный контроль решений таможенных органов о предоставлении тарифных преференций свидетельствует о низком уровне теоретической подготовки должностных лиц таможенных органов в вопросах порядка предоставления тарифной льготы в виде тарифных преференций. В связи с этим полагаю необходимым довести до сведения следующее.
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные преференции предоставляются в отношении товаров:
- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (государства СНГ);
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (развивающиеся и наименее развитые страны).
В отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, тарифные преференции не предоставляются. Для этих товаров Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлен таможенный режим "реимпорт", при помещении под который товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении условий, позволяющих поместить товары под данный режим, российские товары оформляются в соответствии с таможенным режимом "выпуск для внутреннего потребления" с уплатой таможенных пошлин, налогов (см. указание ГТК России от 26.08.1994 N 01-12/926).
При представлении тарифных преференций таможенные органы руководствуются:
соглашением о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 (в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых государств);
решением о Правилах определения страны происхождения товаров, принятым Советом глав правительств СНГ 30.11.2000 (в отношении товаров, происходящих с территории государств - участников СНГ);
соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и из Республики Черногория).
Одним из условий предоставления тарифной преференции является наличие сертификата происхождения, подтверждающего происхождение товара с территории государств, пользующихся тарифными преференциями.
Целевые проверки и проверки, проводимые СФТД в рамках ведомственного контроля, выявляют многочисленные несоответствия сертификатов, содержащихся в пакетах документов к таможенным декларация, требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара. Имеют место несоответствие подписей и печатей, помарки и исправления. Подчас в таможенной декларации указывается наименование страны, отличной от выдавшей сертификат.
Тарифные преференции предоставляются на основании сертификатов происхождения, в которых отсутствуют сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. Кроме того, выявляются случаи, когда преференции предоставляются на основании сертификатов, в которых оформляемый товар не поименован.
Допускаются нарушения в заполнении граф сертификатов, в частности, данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товаров указываются в целом, без разбивки по каждому отдельно поименованному товару. Нередки случаи, когда тарифная преференция предоставляется при расхождении в количестве декларируемого товара и количестве, указанном в сертификате, более чем на 5% и даже - 20%. В то время как пунктом 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций от 12.04.1996 прямо предусмотрено, что расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%.
Результаты ведомственного контроля свидетельствуют о том, что фактически для должностных лиц таможенных постов, принимающих решение о выпуске товара, формальное наличие сертификата является основанием для предоставления тарифных преференций.
Тарифные преференции предоставляются исключительно тем товарам, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции".
Для целей предоставления тарифных преференций должно соблюдаться правило непосредственной закупки.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
На практике нередки случаи, когда по контракту определены продавец и отправитель, но фактически согласно товаросопроводительным документам и таможенной декларации отправителем товара выступает организация, не указанная во внешнеторговом договоре. Документы, подтверждающие передачу товара (прав на товар) от организации, заключившей договор, фактическому отправителю, отсутствуют.
В таможнях Калининградского региона распространена практика предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, в случаях, когда в графе "Отправитель" таможенной декларации указывается европейская фирма-перевозчик.
Подчас в пакетах документов, прилагаемых к декларациям, содержатся контракты, не отвечающие Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (приказ МВЭС России от 29.02.1996), и в которых отсутствуют адреса покупателя и продавца (юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) продавца и покупателя); подписи сторон (подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей).
Небрежность декларантов и таможенных брокеров доходит до того, что в 44-й графе таможенной декларации дается ссылка на номер коносамента, который не совпадает ни с номером коносамента, указанного в описи к декларации, ни с номером коносамента, на основании которого осуществлялась перевозка. Тем не менее должностное лицо таможни полагает возможным предоставить в отношении товара тарифные преференции.
Условие предоставления тарифных преференций, которое наиболее сложно подтвердить, - соблюдение условий прямой поставки.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Следует иметь в виду, что декларант для получения льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с п. 3 статьи 131 ТК РФ обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные условия.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом, утвержденный приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022, также устанавливает, что при декларировании товара в таможенный орган должны представляться документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения.
Основные проблемы, возникающие при решении вопроса о правомерности предоставления тарифных преференций в связи с соблюдением условий прямой поставки, следующие.
Нередко имеет место несоответствие номеров пломб отправителя на прибывших контейнерах с номерами пломб, указанными в коносаменте. В ряде случаев такое несоответствие свидетельствует о небрежности, допускаемой отправителями, перевозчиками при составлении товаротранспортных накладных (перепутаны цифры 48-84 и т.п.) или досмотровыми инспекторами при составлении актов таможенного досмотра (неверно указываются номера имеющихся пломб). В ряде случаев в акте таможенного досмотра содержится фраза "пломба не нарушена", номер же ее не указывается. Все перечисленные моменты не позволяют подтвердить правомерность предоставления тарифной преференции.
В ряде случаев причина несоответствия номеров пломб отправителя с номерами пломб, обнаруженных при таможенном оформлении, связана с проведением контроля государственными органами страны отправления (например, фитосанитарного, ветеринарного и пр.). Однако информация о причинах и лицах, нарушивших пломбы, в пакете документов отсутствует.
Нарушение пломб отправителя может происходить в пункте пропуска на границе Российской Федерации при проведении контроля государственными органами. В данном случае следует иметь в виду, что досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, иными государственными органами, осуществляющими санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, должен проводиться одновременно с таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о его проведении.
В иных случаях контроль за совершением государственными контрольными органами операций с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами может проводиться таможенным органом с применением таможенного наблюдения как формы таможенного контроля.
Факт применения таможенного наблюдения и его результаты уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его проведении (см. письмо СЗТУ от 02.03.2005 N 06-04-21/3652 "О применении форм таможенного контроля"). В данном случае объяснение причин нарушения пломб отправителя может содержаться в документах пограничного таможенного органа.
Однако на практике объяснения причин несоответствия пломб в пакетах документов отсутствуют.
Еще более усложняется проблема доказательства правила "прямой поставки" товара при его транзите через территории третьих стран и(или) перегрузке на другое транспортное средство. В данном случае также требуется подтверждение нахождения товаров под таможенным контролем (таможенным обеспечением) и соответствия пломб, указанных в коносаментах, пломбам, обнаруженным при осмотрах прибывших контейнеров.
Согласно письму ФТС России от 16.04.2003 N 07-48/16220 "О прямой поставке товара" для подтверждения выполнения правила прямой поставки в случаях, когда в товаросопроводительных документах отметки таможенных органов стран транзита не проставляются, необходимо обращать внимание на:
- документы, подтверждающие весь маршрут следования товара при его перегрузке в разных пунктах;
- продолжительность нахождения товара в местах перегрузки;
- средства таможенного обеспечения товара страны отправления, которые не должны быть нарушены в период всего пути следования товара. В случае если такое нарушение произошло, необходимо наличие соответствующего объяснения.
В пакетах документов в лучшем случае содержатся пояснения перевозчика (агента линии) о транзите товара через территорию третьего государства.
Ни в одном из проверенных в рамках ведомственного контроля пакетов документов не содержатся документы, обосновывающие транспортировку товаров через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин. Однако необходимость подтверждать причины транспортировки товаров через территории транзитных государств очевидна, поскольку перечень причин такой транспортировки, приведенный в соглашении от 12.04.1996, является закрытым. Кроме того, следует иметь в виду, что в практической деятельности встречаются случаи длительного хранения (срок хранения может достигать 9 месяцев) товаров на складах, расположенных на территориях иностранных государств. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности (причинах) транспортировки товаров таким маршрутом.
В настоящее время Правительство Российской Федерации определило для таможенной системы главный государственный приоритет - усиление контроля за собираемостью таможенных платежей от импорта товаров. Повышение уровня администрирования таможенных платежей в условиях снижения размеров ввозных таможенных пошлин требует совершенствования контроля за полнотой начисления и уплаты таможенных платежей, правомерностью применения таможенных льгот, в том числе - тарифных преференций.
Учитывая изложенное, обоснованность предоставления тарифных преференций наряду с состоянием контроля таможенной стоимости товаров, будет рассматриваться Северо-Западным таможенным управлением в качестве одного из главных факторов при оценке эффективности деятельности таможенного органа.
Прошу довести данную информацию до сведения подчиненных лиц.

Заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления
по экономической деятельности,
полковник таможенной службы
В.В.Кулешов